возникает, поскольку индивидуальные значения можно нормировать
относительно среднего балла либо стандартного отклонения баллов у
каждого преподавателя.
Упорядоченные шкалы оценивания предполагают логическое
балансирование позиций относительно нейтрального центра. Это требование
отражает более общее правило построения шкал: каждая категория шкалы
должна характеризоваться равной вероятностью «попадания» объекта при
условии случайного распределения. Иными словами, количество градаций
справа от центра должно быть равно количеству градаций слева, Часто в
качестве «центра» шкалы используется значение «Не могу сказать». Так
создается очевидная двусмысленность в интерпретации данных. «Не могу
сказать» означает, что респондент не может выбрать ни одну из
предложенных позиций; но если «Не могу сказать» стоит в центре
сбалансированной шкалы, имеется в виду «Затрудняюсь предпочесть что-
либо».
Когда значения упорядоченной шкалы оценивания не имеют четко
определенных границ, шкала превращается в полуупорядоченную.
Фактически в социологических и психологических исследованиях чаще
всего используются полуупорядоченные шкалы.
Интервальные шкалы основаны на процедурах, обеспечивающих
равные или примерно равные расстояния между градациями переменной. В
данном случае сравниваются не значения переменных, а расстояния между
значениями. Иными словами, любые два измерения данной эмпирической
системы, осуществленные по шкале интервалов, переводятся друг в друга с
помощью линейной функции.
Если по номинальной шкале последовательность объектов
устанавливается без особых затруднений, интервальная шкала предполагает
решение проблемы сравнения расстояний между объектами
10
. Это свойство
линейных преобразований, характерное для интервальных шкал,
демонстрируется числовым примером: 5 2 / 2 1 = 24 15 / 15 12 =
3. Отношение разностей между шкальными значениями является в данном
случае постоянным». Если один из объектов интервальной шкалы
отображается в ноль, можно говорить о шкале отношений частном случае
интервальной шкалы. В данном случае фиксируется начало отсчета
12
.
10
Саганенко Г.И. Социологическая информация: статистическая оценка
надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука,
1979. С. 14.
11
Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при
сборе и анализе социологической информации, М,: Наука, 1977. С. 20.
12
Там же. С. 22.
83
|