приобрести друзей за два месяца больше, чем другой за два года, изо всех сил старающийся
заинтересовать их собой. Хочется повторить это. Однако и мне и вам известны люди, в
течение всей жизни совершающие грубую ошибку, всячески намекая другим, что тем
подобало бы проявлять интерес к ним.
Конечно, это пустое дело. Люди не интересуются ни мной, ни вами.
Утром, в полдень и после обеда они заняты только собой.
Телефонная компания предприняла детальное изучение телефонных переговоров для того,
чтобы определить наиболее употребимое слово. Вы отгадали: это личное местоимение "Я".
Оно было использовано 3990 раз в 500 телефонных разговорах - "Я", "Я" , "Я"...
Когда вы видите групповую фотографию, где сняты и вы, на чье изображение вы смотрите
прежде всего?
Если вы полагаете, что люди очень интересуются вами, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
"Сколько людей придет на ваши похороны, если вы завтра умрете?"
Да и почему люди должны проявлять к вам интерес раньше, чем вы проявите интерес к
ним? Возьмите карандаш и напишите ответ вот здесь.
Если вы явно стараетесь произвести впечатление на людей и заставить их интересоваться
вами, вы никогда не будете иметь верных, искренних друзей. Друзья, истинные друзья не
приобретаются таким путем.
Наполеон испытал это на себе и во время своей последней встречи с Жозефиной сказал:
"Жозефина, я был так наказан судьбой, как никто из живших на земле, и, тем не менее, в этот
час вы - единственный человек в мире, на которого я могу положиться". Однако, историки
сомневаются в том, мог ли он положиться на нее.
Покойный Альфред Адлер, знаменитый венский психолог, написал книгу, озаглавленную
"Что должна значить для вас жизнь". В этой книге он говорит:
"Индивидуум, который не проявляет интерес к своим собратьям - людям, переживает
наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим. Из среды
подобных личностей происходят неудачники и банкроты".
Вы можете прочесть множество трудов ученых по психологии, но не встретите положения
более важного для нас с вами. Я не люблю повторений, но положение высказанное Адлером,
столь велико по своему значению, что хочется повторить его. Однажды я прослушал в Нью-
Йоркском университете курс лекций о том, как писать короткие рассказы. В течение всего
курса занятия с нашим курсом вел редактор "Кольерса" ("Кольерс" - наиболее популярный в
США иллюстрированный журнал). Он говорил нам, что любой из доброй дюжины рассказов,
проходящих ежедневно через его стол, можно было бы принять в печать, но после того как
он прочтет несколько абзацев, ему уже становится ясно, любит ли автор людей. "А если автор
не любит людей, - сказал он, - людям не понравятся его рассказы".
Этот непреклонный, видавший виды редактор, дважды останавливается во время своей
лекции о литературном мастерстве и извиняется за ее нравоучительный характер. "Я говорю
вам то же самое, - сказал он, - что говорит вам обычно ваш проповедник. Но запомните, если
вы хотите добиться успеха в жанре рассказа, вы должны проявлять живой интерес к людям".
Если это справедливо по отношению к созданию художественных произведений, то это
втройне справедливо, применительно к непосредственному отношению с живыми людьми.
Я провел вечер в артистической уборной Говарда Тэрстона - признанного главы чародеев и
короля фокусников во время его последних выступлений на Бродвее. В течение 40 лет он
выступал перед всем миром, создавая иллюзии, мистифицируя тысячи людей и заставляя их
изумленно раскрывать рот. На его представлениях побывало более шестидесяти миллионов
человек, и он получил почти два миллиона долларов прибыли.
Как-то я попросил мистера Тэрстона рассказать мне о секретах его успеха. Вне всякого
сомнения школа в них совершенно не при чем, ибо он бежал из дома будучи еще маленьким,
|