ВЫРАЗИТЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ: «Я ценю Вашу готовность встретиться со мной и
подробно обсудить этот вопрос».
ВЫРАЗИТЕ ОПТИМИЗМ: «Я надеюсь, что мы найдем решение, которое будет выгодно
для нас обоих».
227
НАПОМНИТЕ (Кардинальные правила): «Очень важно НС прерывать обсуждение, а
также не сдаваться и не уходить, даже если нам будет трудно. Вы уверены, что можете
остаться здесь до 4:00, если будет нужно?»
«Давайте также договоримся во время этой встречи воздерживаться от различных
силовых игр, чтобы подавить другого. Вместо этого давайте искать взаимоприемлемые
решения. Вы согласны?»
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ: «Насколько я понимаю, проблема возникла из-за того,
что у нас разные точки зрения по поводу моего участия в Атлантическом проекте».
ПРИГЛАШЕНИЕ к РАЗГОВОРУ: «Пожалуйста, расскажите мне, как Вы видите
ситуацию».
ДИАЛОГ. Во время Диалога, который занимает большую часть встречи, Вы выполняете
две задачи:
и Вы, и Другой должны быть постоянно вовлечены в активную беседу друг с другом
(Основной процесс);
поддерживайте жесты примирения, которые делает Другой, и предлагайте их сами,
когда Вы можете сделать это искренне.
Давайте более внимательно посмотрим, как выполняются эти задачи.
Основной процесс
Основной процесс это форма общения, которая необходима, чтобы эффективно
преодолевать межличностные разногласия и разрешать конфликт.
Разговор с глазу на глаз о вопросах, вызвавших разногласия, не прерывая его и так долго,
как это необходимо для достижения Прорыва.
Вы были инициатором использования 4-шагового метода и понимаете его значение, а у
Другого, возможно, нет такого понимания. Поэтому именно от Вас зависит поддержание
процесса.
Типичные ошибки в Основном процессе:
Вы говорите о предметах, которые не относятся к Вашим взаимоотношениям (погода,
события дня, техническая информация, другие безопасные темы);
Вы говорите о других людях (сослуживцах, членах семьи), как-будто у них находятся
ключи к решению Вашей проблемы;
рассказываете анекдоты;
228
сдаетесь, выражая безысходность;
погружаетесь в молчание.
Когда Другой отклоняется таким образом, восстановите Основной процесс
следующим замечанием, например,
«Давайте вернемся к нашей проблеме. Что Вы думаете о...».
«Я знаю, это кажется безнадежным, но давайте посмотрим, может быть, мы можем найти
выход».
«Вы молчали некоторое время, я бы хотел знать, о чем Вы думаете».
Замечания по поводу направления разговора помогают больше, чем критика.
Эмоциональная готовность отказаться от первоначальных требований частично
является результатом разрядки в такой беседе. Дайте возможность Другому выразить свои
мнения, взгляды, чувства, суждения. Считайте своей задачей помочь Другому изложить
свои взгляды на спорные вопросы. Слушайте его как можно более терпеливо и с ин-
тересом.
Конечно, многое из того, что скажет Другой, особенно в начале Диалога, Вам
|