хия факторов может меняться (А, А. Реан, 1999).
«Синтетическая позиция, соединившая в общей формуле ситуационные и
личностные детерминанты поведения, однако, не имеет должной конкретизации, призван-
ной помочь ответить на практические вопросы о реальной обусловленности поведения
человека в тех или иных ситуациях», отмечает Н. В. Гришина.
Известные противоречия диспозиционного и ситуационного подходов отчасти
могут быть преодолены в рамках интеракционизма (теории взаимодействия, базирую-
щегося на концепциях Дж, Г. Мида). Данный подход интегрирует влияние устойчивых
личностных образований и средовых факторов. В семидесятые годы оформилось на-
правление интеракционизма. Эндлер (1976) обосновал следующие положения этого
направления:
1. Поведение есть функция постоянно действующих процессов разнонаправленных
взаимодействий между человеком и ситуациями, с которыми он преднамеренно или
непреднамеренно сталкивается.
2. Человек намеренно и активно участвует во взаимодействиях.
3. Релевантными характеристиками личности являются мотивы, познание и эмоции.
4. Существующие черты окружения имеют ситуативную значимость для человека.
Признание взаимовлияния человека и среды требует новой теории и способа
оценки среды и взаимоотношений человека и среды. Сегодня наиболее актуальны идеи
топологической психологии, высказанные в свое время К. Левиным. Вообще говоря,
существуют три парадигмы взаимоотношений человека и среды (Saegert&Winkel, 1990):
1. Взаимодействие человека и среды как адаптация. Среда выступает как носитель
физических особенностей, как сфера взаимодействия между людьми и как источник
информации. Средовые изменения в большинстве случаев описаны как изменения
природного и технологического характера. Человек адаптируется к этим средовым
изменениям. Он должен выбирать поведение, адаптивное к событиям. Результатом
адаптации или дезадаптации становится изменение личностных черт. Человек может
использовать информацию и социальную помощь.
288
2. Взаимодействие человека и среды как использование возможностей. Среда понимается
как источник возможностей и ограничений для целенаправленных действий. Индивид
стремится достичь своих целей, удовлетворить потребности, реализовать проекты. Среда
в данном случае описывается как временная и пространственная структура.
3. Систему «человек окружение» можно рассматривать как поле взаимодействия
социокультурных сил. Среда набор культурно обусловленных систем и установок.
Среда изменяется в силу политических, социальных, культурных и экономических
перемен. Человек феномен, который соответствует социокультурной системе и
воспроизводит ее. Человек изменяется, потому что социокулыурная система требует
изменений в поведении.
Следовательно, эти три парадигмы могут служить основанием интегративного
подхода в исследованиях поведения субъекта (личности, группы) в конфликте.
В этом контексте интересными как в научном, так и в практическом плане
являются исследования индивидуального стиля поведения в конфликте (Н. И. Леонов).
Индивидуальный стиль поведения с содержательной точки зрения, включающей в себя
все атрибуты объективной ситуации и личности в ней, выступает как мера активности
личности в контексте различных видов сопряженной активности.
Таким образом, интегративный подход позволяет сегодня наиболее целостно
прояснять сущностные закономерности возникновения, развития и разрешения конф-
ликтов во всех сферах жизнедеятельности человека.
|