как достижение сделок, взаимное влияние, связь, возникают как между народами, так и
между отдельными индивидами. Значение таких процессов, как принуждение, убеждение,
шантаж и давление, доверительность или симпатизирова-ние, одинаково полезно и для
тех, кто собирается заниматься консультированием родителей, и для тех, кто занимается
консультированием королей.
7. Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды
или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения
у участников конфликта, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные
перспективы взаимоотношений междуучастниками конфликта, репутация участников в
ходе конфликта у различных заинтересованных сторон). Действия, предпринимаемые в
ходе конфликта, и их результаты обычно оказывают влияние на конфликтующих.
Динамика межличностного, межгруппового или международного конфликта, видимо,
имеет схожие характеристики и зависит от таких процессов, как «самосбывающиеся
пророчества», предубеждения или невольные обязательства. Например, похоже, что как
для групп, так и для отдельных индивидов самосбывающиеся пророчества
приводят к враждебности в отношении другой стороны в ответ на проявление
враждебности в отношении себя, вызванное ожиданиями враждебности первой стороны.
Точно так же группы, как и отдельные индивиды, склонны рассматривать свои действия в
отношении противоположной стороны как более оправданные и «добронаме-ренные», чем
действия другой стороны в отношении себя.
Все вышесказанное, касающееся конфликтов различных типов с участием
индивидов, групп, организаций или целых народов, не означает, что механизмы или
возможности получения информации, принятия решений и действия одинаковы. Индивид
не сможет совершить ошибки «группового сознания». Тем не менее нельзя игнорировать
тот факт, что как народы, так и отдельные индивиды обладают способностью действовать,
хотя и не могут совершать те или иные действия: страна (народ) может объявить войну,
человек нет, человек может влюбиться, а страна (народ) нет.
В задачу данной работы не входит подробное объяснение концепции, лежащей в
основе предположения о целесообразности рассматривать межличностные, межгрупповые
и международные конфликты при помощи одинаковых понятий, однако было бы полезно
уяснить, что мой подход является социально-психологическим. Вот некоторые ключевые
моменты социально-психологического подхода.
1. Каждый участник социального взаимодействия реагирует на другого с учетом
собственных оценок другого, которые могут не совпадать с реальностью.
2. Каждый участник социального взаимодействия, осознавая степень
информированности другой стороны, подвергается влиянию собственных ожиданий
действий другой стороны, а также своего восприятия поведения другой стороны. Эти
оценки могут быть, а могут и не быть точными; способность стать на место другого и
предсказывать его действия не является значительной ни в межличностных, ни в
международных кризисах.
3.Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными
мотивами оно может породить новые и погасить старые. Оно не только детерми-
нированное, но и детерминирующее. В процессе понимания и объяснения предпринятых
действий возникают новые ценности и мотивы. Более того, социальные взаимодействия
делают их участников более восприимчивыми к внешним моделям и примерам. Так,
например, личность ребенка во многом формируется за счет его взаимодействия с
родителями и сверстниками и с людьми, с которыми он себя идентифицирует. Точно так
же на государственные институты одной страны могут оказать сильное влияние ее
взаимодействия с институтами другой или существующие там модели функционирования.
4. Социальное взаимодействие происходит в социальной среде в семье, в
группе, в общине, в стране, в цивилизации, которая выработала технику, символы,
категории, правила и ценности, подходящие для взаимодействия людей. Таким образом,
|