ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ1
Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без
встречного сопротивления учеников через организацию их поведения
Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе и эффективным
средствам их разрешения посвящена работа М. М. Рыбаковой. На основе большого эмпирического
материала автор выделяет потенциально конфликтогенные педагогические ситуации. Предложенный
перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей,
психологов в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.
Печатается по изданию:Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М.,
1991.
Особенности педагогических ситуаций и конфликтов
Определения и примеры. Взаимодействие с учениками учитель организует через
разрешение педагогических ситуаций.
Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка
в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую
нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (Психология
производству и воспитанию. Л., 1977. С. 212).
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача
управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на
точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает
сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его
конкретного поступка, действия в школе.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений
с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между
учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками,
проявляя порой находчивость.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя
и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние
присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную
степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зави-
симости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
Я стала классным руководителем. Дима П., ученик из моего класса, перестал
выполнять домашние задания, нарушал дисциплину. Мальчик способный, а «двойки»
стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для
него как будто не существовала. Это длилось почти весь учебный год: были эмо-
циональные срывы и с моей стороны, и со стороны ученика. В одно из посещений школы
мама ученика обратилась ко мне за помощью. Оказалось, что отец Димы пьет и скандалит
и мальчик с матерью часто не ночуют дома. Узнав об этом, я изменила отношения с
Димой, он почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил
поведение и учебу. Жаль, что мы часто видим только срыв в поведении ученика и некогда
нам выяснять его причину.
При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной
обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в
противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит
из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и
ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.
Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в
сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов
или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Крат-
кий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. -
|