глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить
разуму;
присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а
конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится
помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя
инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как
формирующейся личности;
. всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и
конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
Причины конфликтов.
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций
и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые
нарушают взаимодействие с учениками. -
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя,
особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем те из причин конфликтов, которые уже встречались в приведенных выше
примерах:
малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у
учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток
информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и
соответствующего обстановке тона обращения;
свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить
свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до
конфликтной;
учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность,
такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников
(особенно в начальной школе);
оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой
информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать
ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не
повредит;
немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между
учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение
последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов
(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при
взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к
педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация
работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при
разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в
их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому
невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее
разрешения.
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в
присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому
|