правила не единичны. Порой как-то особенно зло учителя говорят об этом! Это
недопустимо в той же степени, в какой учителю недопустимо нецензурно выражаться.
Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.
«Возврат эмоций». Важным средством предупреждения и успешного разрешения
конфликтов может быть прием «возврат эмоций».
Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика
помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и
откликнуться на переживания ребенка.
Учитель вместе с учениками «проживает» каждый возрастной период становления
их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в
поведении и работе, великодушно прощает все это не снижает авторитет учителя в
глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и
взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками. Без
этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в
«отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление.
Как-то учительница математики показала в учительской работу Толи (очень
«трудный» ребенок) со словами неподдельной радости и удивления: «Посмотрите, ведь
это Толя сейчас на уроке вычертил график. И знаете, смотрела незаметно на его лицо:
сосредоточенное, даже доброе и красивое. В этот момент он был другим. Может, рано мы
его «списали» в «трудные», а?
Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их
радости. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно
проще, отношения не доходят до конфронтации. В педагогических конфликтах не бывает
до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных в каждой пе-
дагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть и вина несостоявшегося учителя.
Наказание.
При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных
средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка,
что это устрашит ученика. Однако вспомним из отечественной истории о том, что можно
построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка
после его наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия?
А. С. Макаренко писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное
наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через
час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях».
«...Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать
новых конфликтов», так как их разрешить будет труднее ведь конфликты становятся
затяжными, длительными, широкими.
Одним из методов наказания, часто применяемым в последнее время, становится
вызов родителей и упреки им за все проступки ученика.
Во время перемены в учительской классная руководительница беседовала с
матерью ученика VII класса о его учебе, поведении и т. д. Он стоял, опустив голову. Мать
плакала, сознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность как-то исправить
поведение сына. Учителя, входя в учительскую, видели эту беседу, и каждый старался
дополнить перечень проступков ученика, вспомнить все его «грехи». Никто из учителей
не проявил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но
на лице уже не было смирения и раскаяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда
классный руководитель спросила: «Понял, к чему ты идешь, как к тебе относятся учителя,
да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!», он злобно взглянул на
классного руководителя и выбежал из учительской.
Такой «беседой» учителя лишь озлобили подростка: ведь он не простит/своего
публичного «избиения», эмоционального истязания.
Интересно, что, когда эту ситуацию приводили на занятиях, учителя и
|