Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 162 
Next page End  

существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он
бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами,
действующими в его окружении. Поступая таким образом, он не только создает стратегии
поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера,
становящиеся частью его и личности. Я назвала их «невротическими наклонностями».
Если мы хотим понять, как развиваются конфликты, мы не должны
сосредотачиваться слишком сильно на отдельных наклонностях, а скорее принять во
внимание общую картину главных направлений, в которых ребенок может и
действительно действует при данных обстоятельствах. Хотя мы и теряем на некоторое
время из виду детали, зато получаем более ясную перспективу главных
приспособительных  действий ребенка в отношении своего окружения. Сначала
вырисовывается достаточно хаотическая картина, но со временем из нее вычленяются и
оформляются три главные стратегии: ребенок может двигаться к людям, против них и от
них.
Двигаясь к людям, он признает собственную беспомощность и вопреки своему
отчуждению и страхам пытается завоевать их любовь, опереться на них. Только таким
образом он может чувствовать себя безопасным с ними. Если между членами семьи
существуют разногласия, то он примкнет к наиболее могущественному члену или группе
членов. Подчиняясь им, он получает чувство принадлежности и поддержки, которое
позволяет ему чувствовать себя менее слабым и менее изолированным.
Когда ребенок движется против людей, он принимает и считает само собой
разумеющимся состояние вражды с окружающими его людьми и побуждается,
сознательно или бессознательно, к борьбе с ними. Он решительно не доверяет чувствам и
намерениям других в отношении самого себя. Он хочет быть более сильным и нанести им
поражение, частично для своей собственной защиты, частично из-за мести.
Когда он движется от людей, он не хочет ни принадлежать, ни бороться; его
единственное желание — держаться в стороне. Ребенок чувствует, что у него не очень
много общего с окружающими его людьми, что они совсем его не понимают. Он строит
мир из самого себя — в соответствии со своими куклами, книгами и мечтами, своим
характером.
В каждом из этих трех аттитюдов один из элементов базисной тревоги доминирует над
всеми остальными: беспомощность в первом, враждебность во втором и изоляция в третьем.
Однако проблема состоит в том, что ни одно из указанных движений ребенок не может
совершить искренне, потому что условия, в которых формируются эти аттитюды, заставляют
их присутствовать одновременно. То, что мы увидели при общем взгляде, представляет только
господствующее движение.
То, что сказанное справедливо, становится очевидным, если мы забежим вперед —
к полностью развитому неврозу. Мы все знаем взрослых, у которых один из очерченных
аттитюдов резко выделяется. Но при этом мы можем видеть также, что и другие
наклонности не прекратили свое действие. В невротическом типе с доминирующей
склонностью искать поддержку и уступать мы можем наблюдать предрасположенность к
агрессии и некоторое влечение к отчуждению. Личность с доминирующей враждебностью
обладает одновременно склонностью к подчинению и отчуждению. И личность со
склонностью к отчуждению также не существует без влечения к враждебности или
желания любви.
Господствующий аттитюд — это тот, который наиболее сильно определяет
реальное поведение. Он представляет те способы и средства противостояния другим,
которые позволяют данному конкретному человеку чувствовать себя наиболее свободно.
Таким образом, обособленная личность будет использовать как нечто само собой ра-
зумеющееся все бессознательные приемы, позволяющие ей удерживать других людей на
безопасном расстоянии от себя, потому что для нее затруднительна любая ситуация,
требующая установления тесной связи с ними. Кроме того, доминирующий аттитюд
часто, но не всегда, представляет аттитюд, наиболее приемлемый с точки зрения разума
Hosted by uCoz