рассказы. Я стремился «жить, чтобы писать, и писать, чтобы жить».
Какой же предмет мне преподавать взрослым по вечерам? Когда я вспоминал свои занятия
в колледже, то понял, что из всех предметов вместе взятых, которые там преподавались,
наиболее важным и полезным в деловых отношениях - и в жизни вообще - оказалось
искусство говорить. Почему? Потому что благодаря овладению этим искусством я поборол
робость и неуверенность в себе, приобрел смелость и умение общаться с людьми. Я осознал
также, что руководить другими способен лишь тот человек, который умеет отстаивать свою
точку зрения.
Я подал заявление на должность преподавателя вечерних курсов по ораторскому искусству
в Колумбийский и Нью-Йоркский университеты. Однако в этих университетах решили
обойтись без моей помощи.
Я был тогда очень огорчен, но впоследствии оказалось, что мне в этом повезло, и я ничего
не потерял. Я начал преподавать в вечерних школах Христианской ассоциации молодых
людей (ХАМЛ), где мне надо было добиться конкретных результатов, и притом быстро.
Передо мной стояла трудная задача! Взрослые люди приходили ко мне на занятия не ради
диплома или социального престижа. Они приходили только с одной целью» они хотели
решить свои проблемы. Они стремились овладеть способностью отстоять свое мнение в
споре и, выступая на деловых совещаниях, не падать в обморок от страха. Торговые агенты
хотели приобрести умение вести дела с несговорчивым клиентом, а не ходить три раза вокруг
квартала, чтобы набраться смелости. Они хотели развить в себе самообладание и уверенность
в своих силах. Они стремились выдвинуться в своем деле. Они хотели заработать больше
денег и обеспечить свои семьи. За обучение они вносили периодические взносы. Таким
образом, если занятия не давали результата, они прекращали платить, а поскольку я не
получал регулярно жалованье, а должен был довольствоваться лишь процентами с прибылей,
то, чтобы не умереть с голоду, мне следовало быть практичным.
В то время мне казалось, что я преподаю в очень трудных условиях, однако, сейчас я
понимаю, что я приобрел бесценный опыт. От меня требовалось умение заинтересовать своих
учеников. Я должен был помочь им решить их проблемы. Мне необходимо было сделать
каждый урок ярким и впечатляющим, чтобы вызвать у учащихся стремление продолжать
занятия.
Это была увлекательная деятельность. И я полюбил свою работу. Я поражался, как быстро
деловые люди приобретали уверенность в себе, как многие из них быстро продвигались по
службе и их заработки росли. Успех намного превзошел мои самые оптимистические
ожидания. Через три семестра ХАМЛ, отказавшаяся платить мне пять долларов за вечер,
стала платить мне тридцать долларов за вечер в качестве процентных отчислений от
прибылей. В первое время я преподавал только ораторское искусство, но постепенно, с
годами понял, что мои взрослые ученики также нуждались в умении завоевывать друзей и
оказывать влияние на людей. Поскольку мне не удалось найти подходящее учебное пособие,
то я сам написал книгу об отношениях людей в обществе. Она была написана - нет, она не
была написана обычным образом. Она возникла и была создана на основе жизненного опыта
моих взрослых слушателей. Я назвал ее «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей». Поскольку книга была написана исключительно как учебное пособие для моих
слушателей и поскольку я написал также четыре другие книги, о которых никто никогда не
слыхал, а я и не мечтал о том, что они широко разойдутся, то, вероятно, меня можно считать
одним из самых удивленных авторов, которые здравствуют в настоящее время.
Шли годы, и я понял, что одной из самых главных проблем моих слушателей было
беспокойство. Значительное большинство их были деловые люди - администраторы,
торговые агенты, инженеры, бухгалтеры, представители всех специальностей и профессий, -
и перед большинством из них стояли проблемы! Занятия посещали и женщины - служащие и
|