происхождение от исходного отчаяния и расстройства. Понятно, что сложность
этого эмоционального процесса не идет ни в какое 'сравнение с тем, что в
аналогичной ситуации произошло бы в психике животного или младенца, для
которых вынужденное 'пребывание в тесном про странстве тоже могло бы стать
крайне неприятным, но психический образ которых предоставляет возмож ность
для переключения этой эмоции только на от ражаемое здесь и теперь, а также
несколькими ми нутами раньше. Такого рода сравнения достаточно
настойчиво склоняют к выводу о том, что различия в механизмах развития
мотивации животных 'и человека опреде ляются прежде всего различиями в
познавательном отражении ими действительности, создающими в че ловеческой
психике качественно новые условия для проявления этих механизмов, тогда как
'сами меха низмы в обоих случаях остаются в принципе теми же. Подобные
взгляды могут быть приписаны школе И. П. Павлова, так как речь в качестве
«второй сиг нальной системы», наличие .которой прежде всего
111
|