ность, вступающая в практический контакт с внеш ней действительностью,
деятельностью других людей и ее продуктами, снимает своей формой и составом
первую копию с различных образующих предметного мира, которая
впоследствии в результате многократ ного проигрывания, сворачивания и
перехода во внут ренний план становится основой для психического отражения
этих образующих (см. Гальперин, 1959, 19666; Леонтьев, 1972, 1975; Ломов,
1981). Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном
происхождении человеческой психики, подчеркнем, что она вытекает из
заложенной И. М. Сеченовым (1953) рефлекторной концепции психического
(см. Веккер, 1974. Гл. 3; Ярошевский, 1981. Гл. 5), объясняющей субъективное
отражение внутренним выполнением тех действий, которые сло жились в
практической деятельности с отражаемыми предметами. Качественные отличия
между дочелове- ческим и человеческим уровнями психического отра жения
объясняются не различиями в принципиальном способе формирования этих
уровней (поскольку в обоих случаях отражение является свернутым про дуктом
сложившихся в практике форм активности), а различиями между
формирующими эти уровни процессами поведением животных,
испытывающих внешний мир возможностями индивидуального орга низма, и
деятельностью человека, испытывающего этот мир на основе опыта и
средствами, накоплен ными многими поколениями людей. Ряд особенностей
психики человека связан с тем, что при присвоении им нового опыта происходит
по стоянное сокращение изначально развернутых про цессов деятельности во все
более и более сжатые и автоматизирующиеся ее формы. Особенно важно, что
наряду с исчезновением из деятельности многочисленных повторений, поисковых,
пробных или уточняющих действий происходит постепенное сокращение
внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее
совершения исключительно во внутреннем плане, мысленно. Этот интимнейший
в формировании психического и во многих аспектах таинственный феномен
«вращивания» содержания деятельности во внутренний план получил название
интериоризации: «Интериоризацией на-
16
зывают, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме
процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процес-
сы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они
подвергаются специфической трансформацииобобщаются, вербализуются,
сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию,
которое переходит границы возможностей внешней деятельности» (Леонтьев,
1975. С. 95; см. также: Гальперин, 1966а). Именно сокращение и
интериоризация изначально развернутой деятельности создают возможность
присвоения человеком практически неограниченного объема знаний. В более
конкретном описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на первых
этапах овладения полной отдачи и продолжи-тельных усилий субъекта,
впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понима-ния
и других форм человеческого отражения, кото-рым свойственна минимальная
выраженность изначально-процессуального и максимальнаярезультативно-
|