.i-имнепию» (lybU. Т. 9. С. 403)¹
4
. Действительно, сам по себе факт
онтогенетичес кого развития мотивации, приобретение и сохранение
предметами мотиванионного значения, которого они раньше не имели,
свидетельствуют о неизбежности фиксации в некоторой форме этого значения в
опыте индивида, и в этом смысле способность мотивацион- ного события
оставлять следы не 'подлежит сомнению. Что касается таинственности, то этот
феномен про должает сохранять ее и в настоящее время. Это свя зано прежде
всего со сложностью дифференциации в процессах накопления, сохранения 'и
воспроизведе ния опыта собственно мотивационных и познаватель ных
моментов. Рассмотр):?,! это подробнее.
Эмоции и память
Как по формальным признакам, так и по существу фиксация в опыте следов
мотнвационных воздействий тесно связана с процессами памяти и научения. Бо
гатые традиции экспериментального изучения этих процессов использовались, в
частности, и для выяв ления роли, которую в них играют эмоционально-
мотивационные факторы. Согласно одной из обзор ных работ
«...экспериментальные исследования пока зывают, что «эмоциональные
факторы» заметно влияют на память. Это влияние проявляется не толь ко в
объеме воспроизведения заученного материала, но сказывается также в его
опознании и переучива- ним, равно как в воспроизведении и узнавании соб
ственного опыта, времени реакции при ассоциациях и воспроизведении,
последовательности материала при воспроизведении в свободном перечислении,
ре-интеграции опыта, ассоциативных реакциях; оно проявляется в ошибках
воспроизведения, оговорках
14
Чувствования К. Д. Ушинским выводились из стремлений (потребностей)
живого существа и рассматривались как эмоцио нальные переживания,
показывающие соответствие или несоот ветствие стремлениям предметов и
воздействий: «...Стремлением мы называем неизвестную нам причину
деятельности, обнару живаемую тем или другим существом, и притом такую
причи ну, которую мы предполагаем в самой сущности данного существа»;
«Бессознательные стремления превращаются в сознательные желания не иначе,
как через посредство чувствований» (там же. С. 60, 64),
120
J п» (Rapaport, 1942. Р. 100; см. также Блонский, 1979- Рейковский, 1979. Гл. 4;
Meltzer, 1930; Weiner, 1966a, 1966b). Для усиления этого вывода можно
добавить, что в экспериментальном изучении 'памяти, особенно в случае
.использования способности человека к произвольному запоминанию, возможен
известный разрыв между мотивацией этого .процесса (зачем запоминается) 'и его
содержание?»: (что именно запоминается, например, бессмысленные слоги),
ослабляющий влияние на него эмоционально-мотивационных факторов. В
естественной ж.изпи такое влияние выражено значительно больше, так как в ней
по очевидным причинам запоминаться (заучиваться) должно прежде всего то, что
.имеет отношение к потребностям и процессу их удовлетворения (и в силу этого
вызывает эмоции). Об этом свидетельствуют, в частности, описанные 3. Фрейдом
(1916) факты мотивированного забывания, а.также исследования непроизвольной
|