памяти, в 'проявлениях которой мотивацнонные факторы, определяя строение и
характер активности, играют не просто важную, а главную роль (Зейгар-ник,
1979; Зинченко, 1961; Смирнов, 1966). Однако такого рода исследования,
показывая несомненное и разнообразное влияние эмоций на запоминание,
сохранение и воспроизведение связанного с ними познавательного содержания,
представляют весьма неопределенные 'и неоднозначные данные о фиксации в
опыте индивида самих эмоций, о том, актуализируется ли вместе с
воспроизведением познавательного материала его (выражаемое эмоциями)
мотивационное значение. Это объясняется прежде всего различиями в
возможности объективного контроля в экспериментах обеих составляющих
опыта: если сохранение познавательного материала легко устанавливается на
основе воспроизведения, то для выводов о сохранении эмоций обычно приходится
использовать значительно менее надежные субъективные отчеты. Объективные
показатели (мимические, физиологические) позволяют контролировать, как из-
вестно, лишь грубые, относительно выраженные и продолжительные
эмоциональные состояния. Рассмотрим для примера конкретное утверждение
испытуемого: «С. сильно напугал меня ложным из-
121
|