вестием о смерти моего сына, и с тех пор мне очень неприятно видеть его, хотя
он хороший человек» (Блонский, 1979. С. 157). Какие экспериментальные
процедуры в данном случае могли бы помочь восста новить с точностью весь
комплекс пережитых испы туемым эмоцийизначальный испуг и отчаяние, по
следовавшее затем радостное облегчение и, по-види мому, возмущение
источником хотя и непреднамерен ной, но столь страшной дезинформациии
тем бо лее определить вклад каждой из них в формирование итогового
отрицательного отношения к человеку, которого испытуемый считает
хорошим? Но это еще не все затруднения. Очевидно, что запах цветка приятен
не потому, что мы помним удовольствие, которое этот запах когда-то
доставлял. Конечно, человек, увидев цветок издали, может предвосхитить
удовольствие, настроить ся на пего, т. е. некоторое влияние прошлого опыта здесь
возможно, однако своим главным составом эмо циональное восприятие запаха
происходит каждый раз как бы заново, относительно независимо. Но со гласно
интеллектуалистическим (когнитивистским) представлениям подобным образом
эмоция возникает и .в рассматриваемом примере. По этим представле ниям имеет
место следующая последовательность со бытий: при виде человека испытуемому
сначала чис то познавательно вспоминается история с ложным известием о
смерти, а эмоция возникает вторично как реакция на это воспоминание, т. е. ;в
принципе таким же образом, как когда-то на неподтвердидшееся страшное
известие, на факт и источник дезинфор мации. Но в таком случае здесь вообще
нет «запомина ния» эмоций; память воспроизводит когнитивные фак ты, которые,
как и цветок, вызывают эмоции относи тельно независимо. Так ли это или
наоборот сначала возникают эмоции, а затем вызванные ими воспоминания
определить в каждом конкретном случае трудно, а в реальном потоке сознания,
на фоне многих чередующихся о'бразов и переживаний, по- видимому, и
невозможно. Согласно Т. Рибо, посвятившему проблеме аффективной памяти
специальную работу (1895), эмоции могут воспроизводиться как тем, так и
другим спо-
обом; в интроспективных отчетах испытуемых этот тор' обнаружил как случаи,
в которых «аффективное состояние вызывается только через посредство
интеллектуальных состояний, с которыми оно связано» (С. 12), так и
непосредственное воспроизведение э\юций: «...Настоящая аффективная память, не
зависящая от сопутствующих ей интеллектуальных элементов, не есть химера»
(С. 16). Кроме того, Т. Рибо выделил «ложную, или отвлеченную» аффективную
память, в случае которой субъект вспоминает испытанную эмоцию
исключительно интеллектуально, самой эмоции не переживая; это наблюдается,
например, при воспоминании давно прошедших увлечений: «Что остается
'взрослому от воспоминания об его детских играх? ...Во всех случаях подобного
рода... припоминаемый аффективный отпечаток узнается, но не чувствуется,'не
испытывается» (С. 15). Работа об аффективной памяти Т. Рибо положила начало
исторической дискуссии, показавшей, в частности, сложность различения
эмоциональных и познавательных элементов опыта и, как следствие, зависимость
представлений об этом виде памяти от исходных теоретических позиций авторов
(см. Блонский, 1979. С. 160165). Показательна постановка в дискуссии .вопроса
|