о самом существовании аффективной памяти, свидетельствующая о том, что при
определенных взглядах оно, вопреки утверждению К. Д. Ушинского, вовсе не
очевидно. Следует, однако, отметить, что из-за специфики этих взглядов, в
частности, из-за прямого переноса приемов исследования мнемических
процессов на «запоминание» эмоций, в дискуссии обсуждалась не аффективная
память как таковая, а только произвольная ее формаспособность человека
повторно пережить эмоции не ,в естественной ситуации, а по просьбе эксперимен-
татора и именно «по памяти». Искусственность такого сужения проблемы отме-
чалась многими авторами и в настоящее время представляется очевидной: «Для
'большинства людей произвольное воспроизведение эмоциональной памяти ... по
своему желанию затруднительно и часто даже не возможно. Лишь у некоторых
людей, главным обра зом музыкантов, художников, артистов, произвольное
^произведение пережитых ранее эмоциональных
123
|