Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 283 
Next page End  

    состояний осуществляется легко, что, очевидно, яв   ляется результатом частой
тренировки этого процес   са» (Громова, 1980. С. !32); что касается непроиз  
вольной эмоциональной памяти, то «... ее извлечение    происходит постоянно у
всех людей, оказывая боль   шое влияние на наше поведение, настроение,
ПОСТУП   КИ, -взаимоотношения, о чем свидетельствуют много   численные
примеры  из  нашей  обыденной   жизни»    (там же. С. 134).      Данное 
обстоятельство — непроизвольный харак  тер фиксации я воспроизведения
эмоций—свидетель  ствует о том, что эмоциональная память несводима   к
проявлениям 'собственно мнестических процессов и   закономерностей и имеет
более сложную  детермина  цию. Очевидно, что если человек после плотного обе 
да не  способен «'вспомнить» приятный вкус хлеба,   хотя без затруднений делает
это в голодном состоя  нии, если, будучи обиженным, он легко представляет   все
'недостатки и отрицательные черты обидчика и с   трудом — его положительные
качества, то такая из  бирательная направленность воспроизводящихся эмо  ций
определяется состоянием потребностей, а не осо  бенностями памяти.    
Затруднения, аналогичные отмеченным, возникают   и при попытке рассмотреть
мотивационную фиксацию   по данным  исследований в области  научения ('см. 
Berlyne, 1964; Mowrer, 1950, 1960b). При обсуждении  процессов мотивационного
обусловливания мы  стал кивались с тем, что скорость и другие особенности 
возникновения новых мотивационных  отношений  за висят от познавательного 
отражения  связи между  условным  и  безусловным  раздражителем   (Miller, 
Matzel, 1987). В тех случаях, .когда связь очевидна,  когда индивиду для ее
выявления не требуется выра ботки нового умения, навыка,   перцептивного дей
ствия, обусловливание, т. е. мотивационное переклю чение и фиксация, способно
произойти очень быстро  или сразу. Однако в более сложных случаях, в кото рых
новые мотивационные отношения  являются сум марным результатом
познавательного выявления связи и переключения по  этой связи мотивации,  раз-
личить оба момента научения бывает трудно.    Из-за отмеченных особенностей
фиксация в опыте следов эмоций, о которой К. Д.  Ушинский писал Р
                             ] 24
„ дщлом веке как о «самой темной главе в психоло-
пг
   (1950. Т. 9. С. 407),
многими своими особенностями остается таковой и сегодня. Это нужно под-
черкнуть для предупреждения о том, что некоторые нижеприводимые  выводы  и
замечания  будут более проблемными, чем констатирующими.    Интенсивность и
глубина эмоций.  Положение  о том, что способность эмоций оставлять следы в
опыте зависит от их интенсивности, является, казалось бы, убедительным и
ясным. Оно находит  подтверждение в повседневной жизни: наиболее ярко и
прочно нам помнятся когда-то сильно нас поразившие радости,. огорчения,
тревоги и т. д. Зависимость обнаружена и в исследованиях  поведения животных 
и  человека (напр., Annau, Kamin, 1961; Kanungo, Dutta, 1966). Она зафиксирована
в заключительной части «закона эффекта» Э. Л. Торндайка: «Чем больше
удовлетворение или дискомфорт, тем больше усиливаются или ослабляются
связи» (Thorndike, 1966. Р. 184). Согласно П. П. Блонскому, «можно считать
вполне обоснованным  следующий  вывод: дольше  всего помнится сильно
эмоционально  возбудившее событие»  (1979. С. 149).    Однако существуют
Hosted by uCoz