и почти все своему намерению изменяют»; «Одна родившая пять раз,
объявила, что немедленно по пре-' крашении болей от них ;не остается
воспоминания» (1895. С. 7). Однако не следует думать, что в области фикса
ции эмоций все соответствует 'принципу целесообраз ности. Было 'бы
правильнее, например, если боль испытанная в зубоврачебном кабинете,
подобно ро довой сразу же забывалась; известно же, что это не так и что она
части нецелесообразно фиксируется, вернее .вызывает страх, который
фиксируется к воспроизводится в будущем. Неоправданная .и не адекватная
фиксация эмоций лежит в основе таких патологических симптомов, как мании,
фобии, навяз чивости (см. Жане, 1911; Залевский, 1976; Кемпински, 1975).
Тезис о различной предрасположенности эмоций к фиксации получает
поддержку и даже некоторое объяснение в свете данных об эволюционном
разви тии мотивационных процессов (см. Вилюнас, 1986). Инстинктивный
способ удовлетворения потребностей отличается расчлененностью поведения на
ряд срав нительно мелких звеньев, каждое из которых побуж дается отдельным
ключевым раздражителем. Очевид но, что такие раздражители должны
восприниматься эмоционально ровно столько, сколько это тре буется для
совершения необходимых действий, а за тем сразу терять свое эмоциональное
значение, вер неепередать его другому раздражителю согласно генетической
лредусмотренности. «Запоминание», фик сация эмоционального значения таких
раздражите лей только мешало бы осуществлению инстинктивно го поведения.
Если кукушка, пристроив в чужое гнездо яичко, сразу теряет к нему интерес, то
не из-за того, что у нее не развита эмоциональная память, а пото му, что
дальнейшее сохранение мотивационного от ношения к яйцу у данного вида птиц
не предусмот рено. Если такое сохранение было бы целесообраз ным, отношение к
яйцу могло'бы зафиксироваться на основе импринтинга сразу и прочно. Фиксация
эмоций обеспечивает онтогенетическое .развитие мотивации -и наблюдается там,
где оно происходит; инстинкту процессы фиксации свойственны в той мере, в
какой -он содержит элементы этого развития.
128
Природно целесообразные различия в способности эмоций закрепляться в
опыте 'специфически осложняются 'в условиях многоуровнего отражения дей-
ствительности в 'человеческой психике. Самый яркий g этом отношении пример
фрейдовское вытеснение (Фрейд, 1911, 1916). Оно состоит, как известно, в ак-
тивном отвержении, неосознавании человеком некоторого эмоционально
травмирующего содержания. Но, Д-
7151 тог0 чтo
б
ъ
'^ травмирующее содержание не
допускалось в сознание, необходимо по крайней мере, чтобы осуществляющая
это инстанция его в таком качестве воспринимала, т. е. чтобы оно таковым от-
ражалось в бессознательном. Получается, что фиксация эмоционального
содержания на 'более низком уровне психики является условием его забывания на
более высоком и что это определяется травмирующей «модальностью» эмоций.
Существование такого парадоксального «запоминания» эмоций, 'которых чело-
век сознательно не вспоминает и о которых знать ничего не желает, является еще
одним источником затруднений в проблеме аффективной памяти, не
позволяющим рассчитывать на простые ответы в вопросе об отношении
|