активность успешна, собственному устранению, при чем такое устранение явно
целесообразно, так как без него в мире удивляло бы и то, в чем мы давно
разобрались. Нетрудно видеть и целесообразность воспроизведения боли и
страдания в виде страха. Страх в отношении предметов, доставивших боль
полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов; переживание
же при этом на основе памяти еще и самой боли просто лишало 'бы актив ность
избегания всякого смысла. Кстати, буквальное значение утверждения о том,. что
боль и страдание воспроизводятся в виде страха, едва ли верно, поскольку не
исключено, что человек в состоянии 'боли и страдания одновременно испыты вает
и страх, который из-за упомянутой предназна ченности «запоминается»; это
значило бы, что боль трансформируется в страх не 'в памяти, а только вызывает
его в момент своего возникновения. Об этом свидетельствуют случаи плохого
«запоминания» даже сильных болей, тоже, впрочем, целесообразного. Т. Ри-бо
писал: «Врач родовспомогательного заведения говорил мне, что почти все во
время родов высказывают твердое намерение больше этому не подвергаться»
127
|