ционного значения и, с другой стороны, инструмен тального, производного,
условного (см. С. 2831). Очевидно, что первоначальным источником безус
ловных мотивационных значений являются 'базовые потребности, прядающие
такое значение воздействиям и объектам, которые имеют к ним
непосредственное отношение, например, болевым ощущениям, половому
партнеру, ребенку. В онтогенезе совокупность 'базо вых мотивационных
значений служит основой для многоступенчатого и все 'более
опосредствованного развития производных мотивационных отношений к
самым различным явлениям действительности. Боль шинство такого рода
отношений сохраняет функцио нальную зависимость от породивших их
оснований; в таких случаях человек нечто любит, ненавидит, осуждает,
поддерживает и т. т. из-за прошлых собы тий, ожидаемых последствий, т. е. из-за
других, «смыслообразующих» ценностей. Но иногда такая за висимость 'не
'сохраняется или постепенно исчезает и новое мотивационное отношение
приобретает 'боль шую или меньшую «функциональную автономность»
(Allport, 1937), проявляющуюся в там, что некоторый предмет становится
значимым «сам . 'по себе». Что можно сказать об этом феномене,
представляющем исключительное значение для практики воспитания?
Импринтинг как механизм развития безусловной мотивации. Прежде всего
отметим, что он де являет ся специфически человеческим, так как подобный фе
номен наблюдается в мотивационном научении жи вотных. Речь идет о'б
импринтинге (см. Понугаева, 1973; Слоним, Плюснина, 1986; Хесс, 1983), ряд осо
бенностей которого позволяет утверждать, что .моти вационное значение
содержания, запечатляемого при помощи этого механизма, 'приобретает
безусловный характер (Вилюнас, 1986. С. 153). Действительно, общее
назначение мотивационного обусловливания состоит в том, что'бы придать моти
вационное значение как можно более широкому кру гу ориентиров и сигналов,
позволяющих приближать ся к .полезным и избегать вредных 'безусловных
воздействий, которые в 'процессах обусловливания служат подкреплением, а в
основанном на них поведенииконечной целью. Само название раздражителя
условным подчеркивает, что он важен индивиду не-
130
сам
п0 c
e
^
e
^
а
как
нечто, ориентирующее в отноше-ц^и возможных безусловных
воздействий и поэтому умеющее преходящее, ситуативное мотивационное
значение. Хищник, со всем вниманием прислушиваясь к шорохам 'выслеживаемой
жертвы, заинтересован в конечном счете не в звуках, а в пище, поэтому перестает
к ним прислушиваться .после того, как ее удается схватить. В мотивационном
научении 'по типу импринтинга такой функциональной зависимости
возникающего нового отношения от того, что служило основой для его
возникновения, нет. Запечатляемые птенцом спе-ци4¹ческие признаки матери
нельзя отделять от инициирующих импринтинг инстинктивно узнаваемых,
ключевых свойств (способность ,к движению, видоти-пичные звуковые сигналы) и
утверждать, например, что образ матери лишь ориентирует птенца в отношении
безусловно значимой ее способности к передвижению. Переключение
мотивационного отношения от ключевого признака на сопутствующие свойства в
|