ствительности. Данные о развитии способности осо знания в онтогенезе
свидетельствуют о том, что из начально она тоже проходит стадию развернутого
процесса, направляемого взрослым (или затем самим человеком) при помощи
вопросов типа: «Что это значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К чему это
может привести?». Решение таких вопросов, способ ствующее рефлексии явлений
во все более широком контексте отчета о происходящем, как и всякие дру гие
действия при повторении в сходных условиях, сокращается и автоматизируется,
и, став своего рода операцией узнавания явлений в системе «образа ми ра»,
обеспечивает возникновение феноменов созна тельного отражения. Таким
образом, деятельностная интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с
конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных
действий по локализации отражаемых явлений в «образе мира», как навык
идентификации этих явлений в упорядоченной системе знаний. Спонтанность и
мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной
авто-матизированности этого процесса, его независимости от активности
субъекта. Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с
одинаково полной развернутостью содержания, характеризующего
воспринимаемое явление. Наиболее детально и отчетливо отражается то, что
оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического обра за, что
воспринимается в качестве «фигуры» на со ставляющем «периферию» сознания
«фоне», иначе говоря, на что направлено внимание субъекта. Способность
внимания улучшать качество отра жаемого содержания часто рассматривалась
наибо лее существенной его чертой и выносилась в определения,
характеризующие его как «состояние, которое сопровождает более ясное
восприятие какого-нибудь психического содержания» (Вундт, 1912. С. 178),
«обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты» (Титченер, б. г. С.
223). С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Внимание обычно феноме-
нологически характеризуют избирательной направленностью сознания на
определенный предмет, кото-
18
рый при этом осознается с особенной ясностью и от четливостью» (1946. С. 442).
Таким образом, хотя отражение многократно и разносторонне обыгранного и в
результате этого прочно освоенного материала в значительной мере
автоматизировано и не требует выраженных усилий субъекта, некоторую
минимальную активность (в ви де направления внимания) он при этом должен об
наружить. Естественно, что в тех случаях, когда степень ос военности знаний
недостаточно высока, субъект для их актуализации должен приложить
специальные усилия: выяснение того, что профессионалом отра жается сразу
(например, возможность устранения неполадок в технической системе), от
начинающего мо-жет потребовать многих часов интенсивной умственной работы.
Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения в
индивидуальной психике представлен неоднородно и наряду со знаниями,
актуализирующимися при направлении внимания на некоторое содержание
автоматически, существуют менее освоенные знания, извлекаемые в результате
произвольных попыток субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед
|