интерпретация таких данных предполагает признание того, что эмоциональное
состояние других представителей вида (иногдаи представителей других
видов) небезразлично конкретному индивиду и действует на него как
подкрепление. Конечно, такое эмоциональное заражение факты возникновения
на основе подражания новых мотивационных отношений полностью не
объясняет: этим процессом не охватывается таинственный момент переадресовки
сопереживаемого эмоционального состояния на предметы, вызвавшие эмоции у
других особей
21
. Тем не менее эмоциональное
21
Можно думать, что именно этот таинственный момент ^схватывания
отношений», обнаруживающийся в различных видах подражания, стал основой
для отнесения в классификационной схеме В. Г. Торпа как подражания, так и
импринтинга к особой форме научения, осуществляющегося по типу инсайта
(Thorpe, 1963).
145
|