Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 283 
Next page End  

  заражение представляется  необходимым   условием  для случаев подражания,
обеспечивающего  возник новение мотивацион.ных отношений к предметам, под
крепляющие  свойства которых не были   выявлены  самим индивидом.     Не
может быть сомнений в том, что явно в фило генезе прогрессировавшую 
способность к  эмоцио нальному заражению  и подражанию  унаследовал и 
человек (см. Ладыгина-Коте, 1965; Поршнев, 1974.  Гл. 5; Miller, Dollard, 1962). Об
этом говорят, в ча стности, сравнительные исследования, обнаружив шие,
например, что «способность к подражанию  у  трехлетнего шимпанзе,
выращенного в человеческом  окружении, в множестве ситуаций  обнаруживается 
весьма подобно тому, как и у трехлетнего ребенка»  (Hayes, Hayes, 1952. Р. 458).
Значительная часть то го, чему взрослые обучают ребенка в период, когда  он еще
не способен понять объяснений и действовать  по словесным указаниям,
формируется  с использо ванием именно  его готовности к подражанию. Не
посредственно-эмоциональное общение  младенца и  матери уже на первом
полугодии жизни не сводится  к двухполюсному обмену эмоциями; в качестве
треть его звена в него вклинивается мир предметов, и мать  не пропускает случая
указать, что в этом мире ин тересно, хорошо, страшно. Очевидно, что без способ
ности младенца к эмоциональному  заражению   ее  усилия были бы напрасными. 
Во втором полугодии  «третье звено» становится необходимым компонентом 
общения (Hubley, Trevarthen, 1979), младенец актив но стремится к обмену
эмоциями  по поводу  мира  предметов, что зафиксировано в выделении нового 
этапа его взаимодействия с матерью—ситуативно- делового общения (Лисина,
1986).    Подражание  остается важнейшим  фактором, оп ределяющим 
содержание активности ребенка  и на  последующих этапах его развития. Конечно,
более  типично и заметно проявление подражания в первом  из выделенных выше 
вариантов—в  качестве меха низма, обеспечивающего повторение действий. Так,
по  мере развития предметно-манипулятивной  деятельности, которая сначала
подчиняется  «логике» руки и  объекта манипуляции,   ребенок начинает
увлеченно воспроизводить все более тонкие действия
                              146
с предметами по «логике образца», показываемого другими людьми  или у них
подсмотренного (Элько-нин, 1978). Не менее активно подражание проявляется в
деятельности по усвоению речи: «Единственным механизмом, подключающим   
ребенка  к языковой среде,  является  подражание»   (Поршнев,  1974. С. 319); а
также в игре: «Для самых маленьких детей подражание является правилом игры.
Это единственное приемлемое для них правило, поскольку в начале они не могут
выйти  за пределы конкретной живой  модели  и руководствоваться абстрактными
правилами» (Баллон, 1967. С. 71).    Подражание-повторение служит развитию
прежде всего познавательной сферы  ребенка, обеспечивая формирование новых 
навыков, умений, знаний. Как отмечалось, оно способствует также и формирова-
нию  мотивации: действуя и играя по  образцу, ребенок открывает новые стороны
и отношения вещей, правила и тайны человеческих взаимоотношений, которые
могут затрагивать его потребности и вследствие этого стать интересными,
приятными, страшными, полезными и т. п. Однако в данном случае подражание
как механизм и другой человек как копируемый образец создают лишь  условия и
Hosted by uCoz