Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 283 
Next page End  

  только ребенка,  но потом   и подростка, юношу,  взрослого многое в мире
волнует, интересует, устра шает и т. п. не на основе соответствующего личного 
опыта, а потому, что это так воспринимается други ми  людьми. Такой вывод был, 
в частности, сделан  в скрупулезном исследовании подробных автобиогра
фических отчетов  275  испытуемых:  «Обобщенные  чувства к предметам
внешнего мира могут возникать  либо (а)  благодаря посредничающей  роли 
других  лиц, либо (б) как результат прямого контакта с са мими предметами» 
(Phillips, 1937. Р. 299). Самое,  пожалуй, убедительное свидетельство роли
подража ния в развитии мотивационных отношений—данные  о так называемом
конформном типе психопатических  отклонений, которые будут приведены ниже.    
От эмоционального заражения  следует отличать  внешне подобный и часто
параллельно протекающий  процесс эмоционального сопереживания (см. Вилю-
нас, 1976. С. 72—73), на основе которого тоже воз никают новые  мотивационные
отношения.  Поясним  это отличие на примере. Если мать, неожиданно по
лучившая сильный удар током, с криком и другими  признаками страдания и
испуга откинет от себя ка кой-нибудь бытовой электроприбор, то видевший это 
ребенок станет в будущем скорее всего этого прибо ра избегать, как и молодые
мартышки в упомянутом  выше исследовании. Сопоставим этот случай с дру гим,
в котором та же мать, застав ребенка с испор ченной фамильной  реликвией  в
руках,  не менее  искренне и бурно, даже, допустим, заплакав, выра зит огорчение
из-за невосполнимой потери. Сопере живая матери, ребенок, возможно, как и в
первом  случае, станет в будущем избегать изучения подоб ных предметов, но
мотивационное отношение к ним  будет иным. В первом случае предмет
запечатлится  как сам по себе страшный, «плохой», во втором—  может быть даже 
останется интересным, только в  случае игры с ним огорчающим мать. Главное
отли чие состоит в том, что в случае эмоционального' заражения формируются 
безусловные, непосредственные  мотивационные отношения, тогда как в случае
сопереживания—условные,  опосредствованные отношением  к другому человеку.
Конечно, в  реальной жизни оба  процесса могут происходить одновремен                     
на
:
но; так, и во втором примере возможно частичное • эмоциональное заражение,
вследствие которого у ре-| бенка останется чувство таинственной, пока ему не-;
понятной ценности некоторых вещей. '   Обозначенное различение имеет не
только теоре тическое значение. Для практики воспитания весьма  полезно было
бы  знать, при каких условиях возни кает непосредственное или
опосредствованное моти вационное отношение, например, отношение к лени-
вости как к позорной  и абсолютно  недопустимой  черте и как к черте,
недопустимой из-за осуждения  ее другими, но внутренне особенно не
возмущающей.  К  сожалению, возможность освещения этой пробле мы  невелика.
Отметим один момент, влияющий  на  характер воспитываемых отношений,
который вместе  с тем покажет ее сложность.     При обсуждении зависимости
мотивационной фик сации от особенностей эмоций качеству их интенсив ности
была противопоставлена  глубина — качество,  по которому эмоции образуют
континуум  с полюса ми  «серьезных» и «игровых» переживаний   (Stern,  1928).
Представляется, что именно  мера глубины,  «серьезности» является фактором,
Hosted by uCoz