Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 283 
Next page End  

     Учение о квазипотр.ебностях и намерениях созда валось на начальном этапе 
разработки  концепции  К. Левина и  не заняло важного места в последую щем  ее
развитии, чем, по-видимому, объясняется не которая неопределенность этих
понятий и расхожде ния в их трактовке разными авторами. Так, Л. И. Бо- жович,
рассматривая намерение в виде «качественно  новых по своему строению
психологических образо ваний, выполняющих  функцию  побудителей поведе ния,
...специфичных только  для  человека» (1972.  С. 34), утверждает, что К. Левин
«назвал намерения  квазипотребностями» (С. 35), т. е. фактически оба  понятия не
различает. X. Хекхаузен же их различает,  утверждая, что квазипотребности
«часто возникают из  намерения», но «могут, однако, образовываться и без  акта
намерения»  (1986. Т. 1. С. 185). В качестве  примера последнему  случаю
приводится подчинение  испытуемого указаниям  экспериментатора, которые 
принимаются  без предварительного намерения. Од нако Б. В. Зейгарник отмечает,
что «само намере ние -«быть испытуемым» является механизмом,  по рождающим  
квазипотребность» (1981. С. 20).     Согласно К. Левину, «динамически намерение
оп ределяется как  формирование   квазипотребности»  (Lewin, 1951. Р. 152).
Очевидно, что эти слова не  позволяют отождествлять оба понятия. Они, несом
ненно, тесно связаны, относятся к одному и тому же  феномену, однако
описывают разные его аспекты.     Различия в понимании квазипотребностей и  на
мерений могут определяться, в частности, тем, как  широко трактуются эти
явления, какое место им от водится в планах, составляемых человеком на буду
щее. Фактическое использование этих понятий в ис следованиях, проводившихся
в школе   К. Левина,  создает впечатление, что принятие намерения пред ставляет
собой распространенное явление в жизни  человека, имеющее место, например, 
при каждом  согласии выполнить чью-то отсроченную во времени  просьбу.
Однако К. Левин утверждает:  «К своему  удивлению мы обнаруживаем, что акты
принятия на мерений не являются очень частыми» (Р. 144). Это  объясняется тем,
что те решения, выполнение которых в будущем  способно произойти без особых
усилий субъекта, на основе законов полевого поведения,
                              162
К. Левин к намерениям   не относит: «Намерение...  возникает только при условии
некоторого предвиде ния... причем когда, предвидимая ситуация не содер жит
такие валентности, которые могли бы сами вы звать желаемое действие в виде
собственно полевого  поведения. Намерение возникает также в условиях,  когда
предвидимая ситуация  'способна привести к  полевому поведению,
противоположному к желаемо му» (Р. 149). Таким образом, решения, касающиеся 
всевозможных непроизвольных,  импульсивных, по буждаемых  непосредственно
потребностями или си туацией действий, к намерениям отношения не имеют. 
Однако надо сказать, что различить такие решения  и собственно намерения в
реальных  фактах жизни  не всегда легко, поскольку отчетливой границы меж ду
ними, как мы увидим дальше, не существует.    Что  касается собственно
намерений, то среди них  важно различать по крайней мере два вида, которые  по
принятой терминологии могут быть  обозначены  как произвольные и волевые:
такие, которые возни кают спонтанно, естественно, без внутреннего сопро
тивления (например, сообщить  что-то при встрече  человеку, купить нечто при
Hosted by uCoz