языкомименно речь служит универсальным средством, при по-мощи которого
человек овладевает собственными психическими процессами и поведением.
Вооружение человеческой психики «образом ми ра» и особенно способность к
произвольной актуали зации отражаемого в нем содержания способствова ли
видоизменению и развитию особого внутреннего структурного образования
субъекта. Это образова ние представляет собой онтологически трудноулови мую
(см. Кон, 1978, 1981), но функционально отчет ливо проявляющуюся
регулирующую инстанцию, ко торой в образе открываются, с одной стороны,
моти вация в виде побуждений к целям, с другойусло-
' «. Корни произвольного действия следует искать в тех формах общения
ребенка со взрослым, в которых он сначала выполняет инструкцию взрослого,
постепенно формируя способность выполнять в дальнейшем и свои
собственные речевые инструкции» (Лурия 1957. С. 3; см. также Запорожец, 1960.
С. 266338, Лурия, 1979. С. 116134; Тихомиров, 1958).
21
|