Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 283 
Next page End  

   вия достижения этих целей, в том числе собственные   возможности действия, и
самое  общее   назначена   которой состоит в организации их достижения. Речь  
идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась   «Я» как  «познающим 
элементом в личности» (1911   С. 164), 3. Фрейдом—«Я»,   или «это» (1924; Hart- 
mann, 1959).      Развитие субъекта в условиях человеческой пси  хики
определяется прежде всего тем, что расширен  ные возможности  отражения
крайне  усложняют со  став и характер одновременно действующих и часто  
взаимоисключающих  побуждений. В результате субъ  ект оказывается в ситуации
хронического, так ска  зать, выбора не только способа достижения целей,   но и
самих целей, а это значит, что он становится   «хозяином» не только 
инструментальных  психиче  ских функций и аппарата решения задач, но частич 
но и мотивации, которая распадается на принятую   им и непринятую,
желательную или нет.     Поле  активности субъекта при наличии «образа  
мира»—не  отдельная ситуация, а вся предстоящая   жизнь, и подобно тому как
дочеловеческий субъект   пытается учесть все возможности конкретной ситуа ции
для того, чтобы максимально экономным  спосо бом обеспечить удовлетворение 
актуализировавшей ся потребности, так и человеческий субъект пытает ся
сориентироваться в «ситуации» своей жизни, что бы выбрать  такой ее способ,
который удовлетворял  бы, тоже оптимально,  всю  совокупность потребно стей. В
данном  аспекте личность человека является  продуктом развития субъекта.     В
заключение этих вводных  замечаний о специ фике социально развитой психики
следует подчерк нуть, что в них речь шла только о познавательном  отражении, к
тому же только о наиболее общих его  особенностях. Среди  них можно  отметить
способ ность к расширенному отражению  в контексте «об раза мира», в своем
высшем проявлении обнаружи вающуюся  в  качестве  феноменов  осознавания, и 
возможность отражения любого содержания  незави симо от конкретно
воспринимаемой ситуации, при чем с произвольной регуляцией этого процесса
субъ ектом. В последующем обсуждении мотивации  человека при ссылках на
специфику  отражения им дей-
                             22
ствительности будут иметься в виду  прежде  всего эти особенности. В начале
этого обсуждения ознакомимся  с основными  феноменологическими  проявле-
ниями мотивации в человеческой жизни. Это должно способствовать
конкретизации обсуждаемых   вопросов и предварительному обозначению
терминов.
РАЗНООБРАЗИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ  ЧЕЛОВЕКА
   Существующие  концепции мотивации  различаются не только теоретическими
и терминологическими установками, но и тем, что в них служит объектом
исследования, поэтому в мнениях о том, что составляет мотивационную  сферу
человека и что  должна объяснять психология мотивации, желательного единства
нет². Правда, эти мнения обнаруживают также некоторую зону согласия и
расходятся в основном более или менее расширенным  пониманием этой сферы
помимо  центрального, общепризнаваемого феномена.    Обычно  и прежде всего к
мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность:
Hosted by uCoz