вия достижения этих целей, в том числе собственные возможности действия, и
самое общее назначена которой состоит в организации их достижения. Речь
идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась «Я» как «познающим
элементом в личности» (1911 С. 164), 3. Фрейдом«Я», или «это» (1924; Hart-
mann, 1959). Развитие субъекта в условиях человеческой пси хики
определяется прежде всего тем, что расширен ные возможности отражения
крайне усложняют со став и характер одновременно действующих и часто
взаимоисключающих побуждений. В результате субъ ект оказывается в ситуации
хронического, так ска зать, выбора не только способа достижения целей, но и
самих целей, а это значит, что он становится «хозяином» не только
инструментальных психиче ских функций и аппарата решения задач, но частич
но и мотивации, которая распадается на принятую им и непринятую,
желательную или нет. Поле активности субъекта при наличии «образа
мира»не отдельная ситуация, а вся предстоящая жизнь, и подобно тому как
дочеловеческий субъект пытается учесть все возможности конкретной ситуа ции
для того, чтобы максимально экономным спосо бом обеспечить удовлетворение
актуализировавшей ся потребности, так и человеческий субъект пытает ся
сориентироваться в «ситуации» своей жизни, что бы выбрать такой ее способ,
который удовлетворял бы, тоже оптимально, всю совокупность потребно стей. В
данном аспекте личность человека является продуктом развития субъекта. В
заключение этих вводных замечаний о специ фике социально развитой психики
следует подчерк нуть, что в них речь шла только о познавательном отражении, к
тому же только о наиболее общих его особенностях. Среди них можно отметить
способ ность к расширенному отражению в контексте «об раза мира», в своем
высшем проявлении обнаружи вающуюся в качестве феноменов осознавания, и
возможность отражения любого содержания незави симо от конкретно
воспринимаемой ситуации, при чем с произвольной регуляцией этого процесса
субъ ектом. В последующем обсуждении мотивации человека при ссылках на
специфику отражения им дей-
22
ствительности будут иметься в виду прежде всего эти особенности. В начале
этого обсуждения ознакомимся с основными феноменологическими проявле-
ниями мотивации в человеческой жизни. Это должно способствовать
конкретизации обсуждаемых вопросов и предварительному обозначению
терминов.
РАЗНООБРАЗИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Существующие концепции мотивации различаются не только теоретическими
и терминологическими установками, но и тем, что в них служит объектом
исследования, поэтому в мнениях о том, что составляет мотивационную сферу
человека и что должна объяснять психология мотивации, желательного единства
нет². Правда, эти мнения обнаруживают также некоторую зону согласия и
расходятся в основном более или менее расширенным пониманием этой сферы
помимо центрального, общепризнаваемого феномена. Обычно и прежде всего к
мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность:
|