обобщенные и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится,
работает, воспитывает детей, увлекается путешествиямисловом, достижению
которых он посвящает свою жизнь³. Полагается, что все, совершаемое человеком
как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее
не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий имеет
свои мотива-ционные основания; когда он, скажем, по дороге останавливается,
чтобы на что-то посмотреть, ответить на вопрос прохожего или привести в
порядок
² См. Москвичев, 1975; Хекхаузен, 1986; Якобсон, 1969; Arkes, Garske, 1982;
Atkinson, Birch, 1978; Bindra, Stewart, 1966; Buck, 1976; Haber, 1966; Madsen, 1968,
1974; Reykowski, 1970; Vernon, 1969; Young, 1944, 1961; и др. ³ К. Обуховский,
например, определяет мотив как «вербализацию цели и программы, дающую
возможность данному лицу начать определенную деятельность» (1971. С. 19); X.
Хекхаузен предлагает «понимать мотив как желаемое целевое со-стояния в
рамкаx отношения "индивидсреда"», а мотивацию как то, что «объясняет
целенаправленность действия» (l986. Т. 1. С. 34).
|