ность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте
могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся,
а иногда и противоречащие друг другу потребности. Например, отметка в качестве
мотива учебной деятельности может воплощать в себе и потребность в одобрении
учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и
стремление завоевать авторитет товарищей, и желание облегчить себе
поступление в высшее учебное заведение, и многие другие потребности» (1972. С.
27). Сходных представлений придерживаются М. М. Филиппов (1968)
27
, Ш. Н.
Чхартишвили (1974), В. И. Ковалев (1981)
28
, В. С. Магун (1983), И. В. Имедадзе
(19846)
29
и др.
Однако нельзя не согласиться с выводом И. В. Имедадзе, согласно которому
«...хотя утверждения о полимотивированности деятельности встречаются очень
часто, они, как правило, имеют декларативный характер» (С. 89). Речь идет о том,
что принцип полимотивации, с одной стороны, не оспаривается, с другой
последовательно не реализуется: «В советской психологии до последнего времени
наблюдалась следующая картина: большинство исследователей, признавая
полимотивированность человеческой деятельности (Леонтьев, 1975; Рубинштейн,
1946), изучали эту деятельность так, как если бы имелся один, отдельно взятый,
доминирующий в данной ситуации мотив; иными словами, при проведении
эмпирических и экспериментальных исследований психологи предпочитали
работать с однозначными мотивами» (Калмыкова, Радзиховский, 1988. С. 37).
Действительно, принципу полимотивации более отвечало бы понимание в
концепции А. Н. Леонтьева процесса формирования мотива как опредмечиваняя в
нем ряда потребностей, а не отдельной потребности, я
27
«...Та или иная потребность образуется не на базе какой-либо нужды, а на базе
сложного переплетения уже имеющихся у человека потребностей» (С. 20).
28
«Множественность мотивов заключается не только в том, что реализация одной
и той же потребности связана обычно ( целой совокупностью однородных
мотивов, но и в том, что п° ведение и деятельность побуждаются, направляются и
рео т' руются обычно разнородными мотивами» (С. 36).
29
«...Многие формы поведения человека имеют сложный. полипотребностный
состав» (С. 92).
188
соответственно определение мотива не как «предмета потребности»
30
, а как
«предмета потребностей». Это несколько изменило бы изображаемую в данной
концепции общую картину мотивации, исключая, в частности, прямолинейность
соотнесения потребностей и деятельностей (ср. Имедадзе, 1984а), содержащуюся,
например, в словах: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными
деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта,
стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения»
(Леонтьев, 1975. С. 102).
Впрочем, представление об однозначном соответствии между деятельностью и
'потребностью .возможно, но при условии, если признать, что формирование
нового полипотребностного мотивационного отношения означает возникновение
новой потребности:
|