«...не потребности находят свой предмет, а возникновение предмета потребности
и есть происхождение самой потребности» (Имедадзе, 1984а. С. 37). Такое
признание фактически лежит в основе выделения так называемых социогенных
потребностей в учебе, труде, художественном творчестве и т. п.
Однако это значит, что в основе «особенных деятельностей» лежат не те же самые
потребности, которые опредметились в их мотивах, иными словами, чте
опредмечиваются в мотивы одни потребности исходные, уже существующие,
рождаются же в результате этого «чрезвычайного акта», другиевторичные (или
более высоких порядков), производные. В таком понимании тезис А. Н. Леонтьева
«развитие потребностей происходит через развитие их объектов» (1971. С. 6)
характеризует развитие не только отдельных потребностей (усвоение новых видов
пищи означает развитие самой пищевой потребности), но и всей их системы:
пищевая потребность вместе со многими другими вносит свой вклад в развитие
мотивационного отношения к труду, так как он является условием их
удовлетворения.
30
«Предмет потребности материальный или идеальный, Явственно
воспринимаемый или данный только в представлении,
в
мысленном плане мы
называем мотивом деятельности» (1971. С. 13).
189
|