Недостаточный учет принципа полимотивации характерен для исследований
мотивации в рамках «факторного» (см. Бибрих, Орлов, 1977), «когнитивного» (см.
Магомед-Эминов, Васильев, 1986) подходов к этой проблеме, и так называемого
ситуациониз-ма в исследованиях личности (Bowers, 1973; Michel, 1968, 1973).
Одна из типичных экспериментальных схем, используемых в этих исследованиях,
состоит в том, что некоторое поведение, побуждаемое специфическим мотивом,
регистрируется в различных ситуациях, неминуемо вносящих в поведение свои
порой существенные коррекции. Результаты таких исследований излагаются в
форме, определяемой схемой эксперимента: наряду с описанием поведения,
побуждаемого некоторым мотивом (достижения, помощи, агрессии и др.),
прилагается перечень «ситуационных факторов», влияющих на проявление
мотива; в теоретическом плане обсуждается вопрос о взаимодействии личностных
(мотивы, «диспозиции») и ситуативных факторов (см. Хекхаузен, 1986; Atkinson,
Birch, 1978).
Однако поведение побуждают не факторы, а мо-тивационные процессы, и если
эксперименты фиксируют изменение поведения в определенных ситуациях, то это
значит, что в них актуализируются специфические мотивационные отношения,
которые, взаимодействуя с изучаемым мотивом, вносяг коррекции в поведение.
Способность ситуации активизировать мотивацию не представляет собой 'ничего
необычного. Ряд потребностей по своей сути являются экзогенными, по
терминологии Г. А. Меррея (Murray, 1964)реактивными, предполагающими
актуализацию именно внешними факторами. К экзогенной относится мотивация
избегания, .возбуждаемая восприятием угрозы, а также не привлекающая к себе
внимания исследователей, хотя не менее важная мотивация сохранения. С
мотивационным «вектором» сохранения (Г. А. Меррей) человек относится к
весьма широкому кругу разнообразных явленийот общественного строя до
освещенности рабочего места, от здоровья до нужного количества пуговиц на
одежде, общая особенность которых состоит в том, что активность обычно
вызывается констатацией их изменения, от-
190
кдонения от сохраняемого состояния. На актуализацию мотивации влияют также
появляющиеся новые возможности действия, изменения ^в вероятности до-
стижения целей, в 'восприятии причинности и другие моменты, зависящие от
ситуации. Поэтому естественно, что любое преобразование ситуации влечет сдви-
ги в актуализированной мотивации и способно влиять на поведение. Такого рода
влияния и фиксируются в конкретных экспериментальных исследованиях в ка-
честве «ситуационных факторов».
Особенно отчетливо феномен полимотивации проявляется в многочисленных
исследованиях выбора целей, проведенных в рамках проблем «ожидаемой
ценности», уровня притязаний, мотивации достижений и др. (см. Хекхаузен, 1986.
Гл. 5, 9). Мотиваци-онное взаимодействие, лежащее |B основе такого рода
выборов, зафиксировано, например, в таком термине, как «результирующая
валентность», отражающем тот факт, что итоговое побуждение к цели является
суммарным, возникающим на основе ее мотивацион-ного значения, вероятности
ожидания успеха и отдельно неуспеха (Lewin а. о., 1946). Выделено много других
|