вана и неспецифическая по отношению к ним «я>^ мотивация (как это было
показано в пионерских исследованиях уровня притязаний Ф. Хоппе). Взаимо-
действие обоих видов мотивации одна из характерных причин, делающих
реальные акты достижения полимотивированными
31
.
Таким образом, прямо не развивая идею о поли-мотивированности поведения,
исследования взаимодействия внутренних и ситуативных детерминант активности
фактически, притом убедительно, ее поддерживают и предоставляют факты для ее
развития Если представлять мотивационную сферу не как набор «гипотетических
конструктов», формально взаимодействующих с ситуативными факторами, а как
психологическое образование, предполагающее субъективное отражение и
проявляющееся в виде эмоциональных отношений к явлениям действительности,
то психический образ, отражающий и ситуацию, и актуальную мотивацию,
получает значение инстанции, в которой такое взаимодействие происходит, а
эмоциисамих действующих сил этого процесса.
Разумеется, для развития принципа полимотивации необходима конкретизация
данного обобщенного представления. Но возможна ли такая конкретизация?
Упомянутая декларативность признания этого принципа скорее всего не случайна
и обусловлена объективной сложностью вопроса. Так, Е. С. Калмыкова и Л. А.
Радзиховский обсуждают проблему «амбивалентности мотивов» на материале
произведений Ф. М. Достоевского, утверждая, что «...у современной
психологической науки... нет пока аппарата для объяснения (или хотя бы четкого
научного описания) соответствующих феноменов» (1988. С. 41). Однако
рассмотрим, что в психологии в этом отношении есть, а также могло бы быть.
31
В определении X. Хекхаузена, согласно которому мотив достижений
представляет собой «. стремление повышать свои способности и умения или
поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по
отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их вы-
полнение может либо удаться, либо не удаться» (1986. Т. 1 С. 229), другие мотивы
кроются за констатируемым различием отношений субъекта к достижениям в
отдельных видах дея' тельности
192
Виды полимотивации. Взаимодействие и сочета-дце различных побудительных
сил в определении поведения не происходит однообразно, распадаясь на ряд
характерных видов и форм. Так, уже из сделанных выше ссылок можно
заключить, что указания на полимотивировадность активности охватывают по
меньшей мере два различных случая.
Во-первых, онтогенетическую фокусировку потребностей и непосредственно
развивающихся на их основе мотивационных отношений в новые мотивацион-ные
образования, приобретающие в результате фиксированное, стабильное
полимотивационное, или поливалентное (В. С. Магун)
32
, значение. Этослучай
сложившейся в прошлом опыте и привносимой из него полимотивации, не
требующей ситуативных взаимодействий. Ярким примером таких сложившихся
комплексных мотивационных образований могут служить обсуждавшиеся выше
дальние намерения, производные, как подчеркивалось, от целостной жизненной
ситуации. Однако надо сказать, что на комплексной потребностной основе,
|