конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности
побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный,
содержательный, аспект мотивации человека значит воспроизводить в
мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые
он добровольно или по необходимости принимает на свою долю в некоторой
социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не
ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более
целесообразным и продуктивным представляется другой подход, по мере
возможности отвлекающийся от содержательных различий в мотивации и
сосредоточивающийся на том, в какого рода образованиях она в принципе
обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее
формирование и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п.
То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо
механизмами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов
актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих
других линий развития человека, в отношении которых «необходимо... еще более
активно изучать и описывать явления, позволяющие ответить на вопрос, который
можно грубо сформулировать так: что в психике из чего возникает, когда и в
какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)
\
. В психологической
литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди-
намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде
всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений,
энергетическую сторону регуляции деятельности. Однако энергия, если она не
слепая, должна чем-то распределяться, процесс, как правило, является следствием
взаимодействия некоторых структурных образований, короче, мотивационная
динамика предполагает осуществляющие ее механизмы, которые наполняются
тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское
вытеснение, например, прежде всего процессуальный феномен, однако вполне
правомерно предположение о существовании специального осуществляющего его
механизма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким
образом, выделение наряду с содержательным и динамическим еще одного
аспекта мотивации реализующих ее внутренних механиз-
' Важность изучения психологических механизмов, обеспечивающих развитие
личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Исследовать динамику психической
жизни личности значит изучить разные формы существования и
осуществления личности; во времени, раскрыть психологические механизмы
этого существования. Психологические механизмы можно представить себе как
закрепившиеся в психологической организации личности функциональные
способы ее преобразования, в результате которых появляются различные
психологические новообразования, повышается или понижается уровень
организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования»
(1981. С. 8).
мовпредставляется оправданным шагом, повышающим
структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкое
определение упомянутых аспектов мотивации невозможно, так как речь идет
|