Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 283 
Next page End  

конкретными людьми, которые к  неисчислимым  видам  деятельности
побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный,
содержательный, аспект мотивации  человека — значит  воспроизводить в
мотивационных  терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые 
он добровольно или по необходимости принимает на свою долю  в некоторой
социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не
ведет к выделению существенного.    В  психологическом анализе  более
целесообразным  и продуктивным  представляется другой подход, по мере
возможности  отвлекающийся   от содержательных различий в мотивации   и 
сосредоточивающийся  на том, в какого  рода образованиях  она в принципе
обнаруживается  в индивидуальной  психике, какие воздействия обеспечивают ее
формирование и актуализацию,  каковы  закономерности этих процессов и т. п.
То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно  может быть  названо
механизмами мотивации.    Отметим,  что задача  исследования  механизмов
актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих
других линий развития человека, в отношении которых  «необходимо... еще более
активно изучать и описывать явления, позволяющие ответить на вопрос, который
можно грубо сформулировать так: что в психике из чего возникает, когда и в
какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)
\
.   В  психологической
литературе содержательному аспекту мотивации обычно  противопоставляется ди-
намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий  прежде
всего ее   процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений,
энергетическую сторону регуляции деятельности. Однако энергия, если она не
слепая, должна чем-то распределяться, процесс, как правило, является следствием
взаимодействия некоторых структурных  образований, короче, мотивационная
динамика  предполагает осуществляющие ее механизмы, которые наполняются
тем или иным предметным  содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское
вытеснение, например, прежде всего процессуальный феномен, однако вполне
правомерно предположение о существовании специального  осуществляющего его 
механизма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким
образом, выделение наряду с содержательным  и динамическим  еще одного
аспекта мотивации — реализующих   ее внутренних  механиз-
    ' Важность изучения психологических механизмов, обеспечивающих  развитие
личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Исследовать динамику  психической
жизни личности — значит изучить разные  формы  существования  и
осуществления  личности; во времени, раскрыть психологические механизмы
этого существования. Психологические механизмы  можно   представить себе как 
закрепившиеся  в психологической  организации  личности функциональные 
способы ее преобразования, в результате которых  появляются различные  
психологические новообразования, повышается  или понижается  уровень
организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования»
(1981. С. 8).
мов—представляется   оправданным   шагом,  повышающим  
структурированность этой проблематики и облегчающим  ее описание.    Четкое
определение упомянутых  аспектов мотивации невозможно, так как речь идет
Hosted by uCoz