Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 283 
Next page End  

маются напряженными, цвета — успокаивающими, запахи—нежными? Или
следует признать, что 'при расширенной трактовке эмоционального не все эмоции
выражают мотивацию?
Концепция «гедонического пространства» однозначного ответа на эти вопросы не
содержит, так как образования, эквивалентные потребностям, ею не ох-
ватываются, а мотивация (в виде волевых побуждений) трактуется скорее как
последствие, чем как предпосылка чувственного процесса
37
. Следствием этого
является некоторая неопределенность в общей трактовке чувств, в частности
факторов, детерминирующих их динамику.
С одной стороны, непредусмотренность влияния на изначальное развитие чувств
со стороны потребностей создает впечатление сравнительной пассивности
чувственного процесса и его динамики. В рисуемой В. Вундтом картине чувства
на первых фазах своего развития остаются в общем и целом ведомыми
процессами, зависящими от событий, происходящих на полюсе познавательного
отражения. Даже в наиболее активном своем проявлении—способствовании
возникновению на основе чувственного сходства ассоциаций — они подчинены
познавательно отражаемым событиям, только не 'происходящим, а происхо-
дившим. Даже явная, казалось бы, связь с мотивацией измерения удовольствия-
неудовольствия В. Вундтом отрицалась: «...Нельзя сказать, что человек чувствует
удовольствие и неудовольствие для того, чтобы одни раздражения искать, от
других уклоняться», хотя с оговоркой, что «...зернышко истины есть и здесь» (Т.
2. С. 435—436). При этом он ссылался на существование обратных примеров
(«опаснейшие яды могут быть приятны по вкусу и запаху, и самые целебные
лекарства—иметь дурной запах и вкус»), как будто из того, что врачам случается
ошибаться в лечении, следует, что в тезисе об их предназначенности и спо-
собности лечить есть только зернышко истины.
С другой стороны, если иметь в виду, что чувства
37
«Вопрос, следовательно, почему мы чувствуем удовольствие, неудовольствие и
т. д., собственно говоря, столь же мало имеет смысла, как вопрос, почему мы
осязаем, обоняем, чувствуем вкус и т. д. ...В этом смысле вывести чувства из
каких-нибудь других душевных процессов нельзя» (Т. 2. С. 436).
214
способны перерасти в аффекты, которые представляют собой формы течения
чувств, т. е. определенные закономерности их же развития, что «выделение
какого-нибудь чувства из аффекта всегда бывает в значительной степени
произвольно» (1912. С. 145), что слабые аффекты возникают из чувств постоянно
(Т. 3. С. 251) —то изначальное представление о мере активности-пассивности
чувств становится иным Динамика чувств оказывается зависящей не только от
процессов познания, но и от многочисленных закономерностей их развития во
времени, каковыми являются аффекты. Так, радость представляет собой аффект,
развивающийся целиком в отсеке гедонического пространства, соответствующем
измерению удовольствия;
поскольку к радости способно привести удовольствие, возможно, что посредством
данного аффекта обеспечивается, вопреки приведенному утверждению В. Вун-
дта, сохранение и поиск удовольствия.
Hosted by uCoz