вающие ситуативное развитие мотивации путем спецн. фических
взаимосвязанных эмоциональных переклю чений. В типичном случае
мотивационную систему составляет своего рода «ядро» некоторое основное
(ведущее) мотивационное отношение, из которого при определенных
обстоятельствах способен развиться ряд ситуативных (производных) эмоций, как
бы уточняющих ведущее отношение применительно к конкретным условиям
ситуации. Отношение к ребенку ке исчерпывается монотонной любовью, а
содержит готовность сопереживать его огорчения, радоваться успехам и
развитию, испытывать тревогу, если он находится вблизи опасного места, и др.
Несколько другим реестром эмоций потенциально заряжен человек, стремящийся
к цели, например, спортсмен на состязаниях или сопереживающий ему
болельщик, но по функциональной организации и эта мотивацион.чая система
состоит из ведущего отношения, из которого при определенных условиях
посредством эмоционального переключения развиваются производные. Благодаря
мотйвационным системам мотивация является в психический образ не в виде
директивных стратегических отношений, а как нечто развивающееся в
зависимости от условий в частные побуждения тактического порядка.
Мотиаациокные системы различаются мерой универсальности. Наряду со
сравнительно специализированными системами, соответствующими отдельным
потребностям, например, связывающим мать и ребенка, существуют такие,
которые способны .проявляться в принципе при удовлетворении любой потреб-
ности. Когда мать, столкнувшись с непослушанием ребенка, сердится на него и
наказывает, эта реакция обусловлена более универсальной мотивационной си-
стемой (фрустрации), способной проявляться во взаимоотношениях и с другими
людьми.
Универсальность мотивационных систем, их переплетенное обнаружение в
различных видах деятельности являются одной из причин, затрудняющих четкую
дифференциацию потребностей. Ммотивационное образование, традиционно
называемое потребностью, как правило, охватывает некоторое сочетание моти-
вационных систем, проявляющихся в специфических видах деятельности.
250
Особого выделения заслуживает вопрос Т> происхождении мотивационных
систем. В отдельных случаях они складываются в результате фиксации си-
туативных эмоций и приобретения их предметами относительной
функциональной автономности. Для учащегося, например, мотивационное
значение имеет не только конечная цель его активностиприобретение знаний и
диплома, но и ряд сопутствующих условий и обстоятельств: отметки, уроки,
экзамены, отдельные изучаемые предметы, гучителя и др. Нет возможности
сомневаться в онтогенетическом происхождении такого рода системы
взаимосвязанных .предметов и вызываемых ими эмоций, являющейся | реальным
побудителем учебной деятельности. | Однако многие мотив ационные системы
имеют [природные предпосылки и связаны, как представляется, с
сохраняющимися в организации потребно-.стей человека механизмами инстинкта.
Особенно это касается систем, проявляющихся в общении и взаи-' модействии
людей. Об этом говорит тот факт, что в онтогенезе они проявляются очень рано.
|