Как, например, не обращаясь к 'природным механизмам, объяснить набор тонких
поведенческих реакций, в которых разворачивается привязанность ребенка к
взрослому. Так, играя в некотором удалении от взрослого, ребенок старается быть
повернутым к нему лицом, а в других положениях часто поворачи-. вает в его
сторону голову (Anderson, 1972); следуя
в спокойной обстановке за взрослым, он сохраняет . расстояние,
пропорциональное разнице между ростом ', взрослого и уровнем своих глаз, так
что чем выше , взрослый и чем меньше ребеноктем больше ди-
;
станция
следования (Mercer, McMurdy, 1985). ; Конечно, факт .культурно-исторической
обуслов-! ленности форм, способов и языка человеческого об-1 щения исключает
прямое, особенно содержательное ' их связывание с механизмами инстинкта.
Однако нельзя не видеть также того, что ребенок обнаруживает способность
обижаться, ревновать, мстить, проявлять агрессию значительно раньше, чем это от
него можно ожидать исходя из общих законов и темпов приобретения им
мотивационного опыта; особенно это заметно пр'и сравнении непосредственности
и легкости, с которой в онтогенезе появляются эти эмо-
251
|