Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 283 
Next page End  

 
ДЕТЕРМИНАНТЫ   РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ   ЧЕЛОВЕКА
   Среди  тех отношений, в которые вступают люди в условиях общества, одними
из наиболее характерных  и важных  являются воспитательные отношения,
направленные  на формирование  новых мотивацион-ных  ориентации. Без
преувеличения можно сказать, что на протяжении всей жизни буквально с первых
ее недель человек подвергается постоянному, тотальному и хорошо 
организованному, хотя часто и противоречивому давлению  со стороны других
людей и специальных   социальных  институтов, преследующему цели воспитания
и предписывающему  принимать одни и отвергать  другие ценности, нормы,  
идеалы и т. п.    Изначально  воспитательные воздействия исходят из ближайшего 
окружения: родители, сотрудники дошкольных  учреждений, да и все взрослые,
общаясь с ребенком, обычно не оставляют позиций воспитателя и используют все
подходящие случаи для того, чтобы указать, каким он должен  быть и что
недостойно в жизни. Впоследствии  по мере приобщения  человека к культуре и
вхождения в социальную жизнь  источники воспитательных  воздействий
становятся значительно более разнообразными; наиболее  прямо  за формирование 
определенной мотивационной направленности человека отвечают школа, средства
массовой информации,  искусство, общественные организации, работа,
правоохранительные органы;  фактиче-ски от этой функции  не освобожден ни
один  социальный  институт или конкретный  человек, который за неверное
воспитание, например, вовлечение подростков в асоциальную деятельность,
может понести даже уголовное наказание
8
.    Неправильно  было  бы думать, что
человек как объект  тотальных  воздействий по  формированию пристрастных
отношений остается пассивным сущест-
   
8
Влияние  различных социальных  институтов  на развитие мотивации 
человека и конкретные  способы этого влияния анализируются  в работах  Б. Ф.
Скиннера    (Skinner, 1953, 1969, 1972). Деньги, например,  этим автором 
рассматриваются  как «генерализованный подкрепляющий  фактор par excellence»
(1953. Р. 79)
                        31
ром, безропотно впитывающим  все, что содержится в созданной  вокруг  него
воспитательной атмосфере. Первые   проявления  характерного  для   человека
стремления отстаивать собственные ценности можно усмотреть уже в обидах
ребенка, обвинениях в адрес матери «ты  нехорошая», угрозах «не буду тебя лю-
бить» и т. п. Эти сначала наивные  и беспомощные попытки  изменить
воздействия и требования взрослого в подростковом возрасте могут принять
форму уже  систематического сопротивления, проявляющегося в виде
негативизма, упрямства, «аффекта неадекватности», демонстративной 
самостоятельности, от-вержения   принятых  ранее  ценностей (Драгунова, 1972;
Краковский,  1970; Неймарк, 1965;  Славина, 1966). Следует признать, что такие
попытки воспитания воспитателей уже не являются безуспешными, так как, не
сталкиваясь с  кризисными  явлениями подросткового возраста, взрослые, по-
видимому, значительно дольше оставались бы на удобной для себя авторитарной
позиции и видели бы в ребенке только послушного  преемника своих ценностей  и
Hosted by uCoz