ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Среди тех отношений, в которые вступают люди в условиях общества, одними
из наиболее характерных и важных являются воспитательные отношения,
направленные на формирование новых мотивацион-ных ориентации. Без
преувеличения можно сказать, что на протяжении всей жизни буквально с первых
ее недель человек подвергается постоянному, тотальному и хорошо
организованному, хотя часто и противоречивому давлению со стороны других
людей и специальных социальных институтов, преследующему цели воспитания
и предписывающему принимать одни и отвергать другие ценности, нормы,
идеалы и т. п. Изначально воспитательные воздействия исходят из ближайшего
окружения: родители, сотрудники дошкольных учреждений, да и все взрослые,
общаясь с ребенком, обычно не оставляют позиций воспитателя и используют все
подходящие случаи для того, чтобы указать, каким он должен быть и что
недостойно в жизни. Впоследствии по мере приобщения человека к культуре и
вхождения в социальную жизнь источники воспитательных воздействий
становятся значительно более разнообразными; наиболее прямо за формирование
определенной мотивационной направленности человека отвечают школа, средства
массовой информации, искусство, общественные организации, работа,
правоохранительные органы; фактиче-ски от этой функции не освобожден ни
один социальный институт или конкретный человек, который за неверное
воспитание, например, вовлечение подростков в асоциальную деятельность,
может понести даже уголовное наказание
8
. Неправильно было бы думать, что
человек как объект тотальных воздействий по формированию пристрастных
отношений остается пассивным сущест-
8
Влияние различных социальных институтов на развитие мотивации
человека и конкретные способы этого влияния анализируются в работах Б. Ф.
Скиннера (Skinner, 1953, 1969, 1972). Деньги, например, этим автором
рассматриваются как «генерализованный подкрепляющий фактор par excellence»
(1953. Р. 79)
31
ром, безропотно впитывающим все, что содержится в созданной вокруг него
воспитательной атмосфере. Первые проявления характерного для человека
стремления отстаивать собственные ценности можно усмотреть уже в обидах
ребенка, обвинениях в адрес матери «ты нехорошая», угрозах «не буду тебя лю-
бить» и т. п. Эти сначала наивные и беспомощные попытки изменить
воздействия и требования взрослого в подростковом возрасте могут принять
форму уже систематического сопротивления, проявляющегося в виде
негативизма, упрямства, «аффекта неадекватности», демонстративной
самостоятельности, от-вержения принятых ранее ценностей (Драгунова, 1972;
Краковский, 1970; Неймарк, 1965; Славина, 1966). Следует признать, что такие
попытки воспитания воспитателей уже не являются безуспешными, так как, не
сталкиваясь с кризисными явлениями подросткового возраста, взрослые, по-
видимому, значительно дольше оставались бы на удобной для себя авторитарной
позиции и видели бы в ребенке только послушного преемника своих ценностей и
|