Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 283 
Next page End  

идеалов.    Отстояв некоторое право на самостоятельное, не задаваемое целиком 
извне мотивационное  развитие, подросток с полной отдачей погружается в
характерную  для этого возраста деятельность интимно-личностного общения со
сверстниками   (Гогичаишвили, 1974; Драгунова, 1967; Эльконин, 1971), которая
по функциональному  значению  (см. Мудрик, 1986) может  быть названа
деятельностью коллективного самовоспитания.  Ценности   взрослых, 
литературные образцы, житейские нормы  подвергаются в подростковых  группах
обсуждению, пересмотру  и обыгрыванию, и те из них, которые такое испытание
выдерживают, становятся «своими», активно отстаиваемыми и
распространяемыми,  ибо   «...всякий стремится, насколько возможно, к тому,
чтобы каждый любил  то, что он сам  любит, и ненавидел, что он ненавидит»
(Спиноза, 1957. С. 481).    Важно  подчеркнуть, что уже в этом возрасте фор-
мирование представлений о правах, чести, вкусах, достойных увлечениях
происходит в условиях совместного выяснения не только мнений, но и на этой
почве  взаимных   отношений  с  привлечением  таких средств, как  почитание, 
признание авторитетности
35
Hosted by uCoz