идеалов. Отстояв некоторое право на самостоятельное, не задаваемое целиком
извне мотивационное развитие, подросток с полной отдачей погружается в
характерную для этого возраста деятельность интимно-личностного общения со
сверстниками (Гогичаишвили, 1974; Драгунова, 1967; Эльконин, 1971), которая
по функциональному значению (см. Мудрик, 1986) может быть названа
деятельностью коллективного самовоспитания. Ценности взрослых,
литературные образцы, житейские нормы подвергаются в подростковых группах
обсуждению, пересмотру и обыгрыванию, и те из них, которые такое испытание
выдерживают, становятся «своими», активно отстаиваемыми и
распространяемыми, ибо «...всякий стремится, насколько возможно, к тому,
чтобы каждый любил то, что он сам любит, и ненавидел, что он ненавидит»
(Спиноза, 1957. С. 481). Важно подчеркнуть, что уже в этом возрасте фор-
мирование представлений о правах, чести, вкусах, достойных увлечениях
происходит в условиях совместного выяснения не только мнений, но и на этой
почве взаимных отношений с привлечением таких средств, как почитание,
признание авторитетности
35
|