или осмеяние, игнорирование, презрение, вплоть до доводов физического
порядка. Все это придает общению подростков характер активного
взаимовоспитания и обеспечивает согласованное развитие их моти-вационных
отношений. Отношения взаимовоспитания между представителями одного и
того же поколения, устанавливающиеся в подростковом возрасте и
проявляющиеся в одобрении и поддержке людей, мотивационные отношения
которых человек разделяет, и осуждении неверных, с его точки зрения, ценностей
и принципов, сохраняются на протяжении всей жизни. Конечно, движущие силы,
форма, значение таких отношений постепенно меняются. По мере становления
взрослым человек избавляется от юношеского максимализма, учится понимать и
уважать взгляды других людей, привыкает выражать свое отношение к ним в
общественно принятых формах. С другой стороны, по мере осознания и уточнения
своих политических, нравственных, культурных ориентации у человека форми-
руются принципиальные отношения к определенным типам людей или
социальным группам, выражая которые он может не находить нужной излишнюю
сдержанность. Короче, мотивационные воздействия на других людей постепенно
теряют характер импульсивного сиюминутного настроения и все чаще обнаружи-
ваются, особенно в официальной жизни, как продуманные, нравственно
выверенные, согласованные с действиями других людей или совместные
поступки. В реальных человеческих взаимоотношениях такого рода поступки
выходят за пределы традиционной практики воспитания, для которой
формирование новых мотивационных отношений является специально
преследуемой целью, подчиняясь значительно более широкому кругу решаемых
человеком задач. Одна из характерных особенностей социальной жизни состоит в
том, что многие из таких задач не могут быть решены только собственными
усилиями человека или формальным применением административной власти,
которой он наделен. Продвижение некоторой идеи или дела часто зависит от
умения увлечь, «заразить» ими других людей, обесценить в их глазах
альтернативные идеи. В психологических терминах это означает изменение их
мотивационных отношений.
Разумеется, человек не только пытается скорри-гировать мотивацию других
людей сообразно своим представлениям и жизненным целям, но одновременно
сам является постоянной мишенью для множества такого рода попыток. По этой
причине сложившуюся систему мотивационных отношений взрослого человека,
обычно отличающуюся устойчивостью ряда основных характеристик, тем не
менее следует представлять динамическим образованием, находящимся в
постоянном взаимодействии с мотивацией других людей и испытывающим в этом
взаимодействии как поддерживающие, так и разрушающие влияния. В силу этого
человеку некоторое мотнвационное отношение часто приходится не столько
иметь, сколько уметь отстаивать, причем люди, очевидно, различаются вы-
раженностью такого умения. Поражает разнообразие форм, в которых могут
предприниматься попытки внести личностный «вклад» (Петровский, Петровский,
1982) в мотивационные отношения другого человека. Кроме прямого одобрения-
осуждения, варьирующего от выраженного в вежливой форме сомнения до
резкого замечания, в непосредственном общении этой цели могут служить
|