Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 283 
Next page End  

казания, т. е. о воздействиях, направленных на формирование «внешней» по
отношению  к этим действиям мотивации
9
. Однако следует отметить, что за пре-
делами  явных случаев разграничить мотивационные и воспитательные
воздействия сложно как в теории, так и на практике. Так, родитель,
предупреждающий ребенка, что он не пойдет гулять, пока не наведет порядок в
комнате, может руководствоваться исключительно прагматическими
соображениями и не рассчитывать, что от этого изменится его отношение к по-
рядку. Но если разобраться  в  подтексте данного воздействия, напоминающего 
ребенку о его обязанностях, о накапливающемся  недовольстве им взрослого и т.
п., то нетрудно убедиться, что и оно вносит свой вклад в создание вокруг ребенка
упоминавшейся тотальной воспитательной  атмосферы. Наконец, такое
воздействие лишний  раз открывает  ребенку, что порядок ценится взрослыми, а
это значит, что это явление приобретает в его глазах и некоторое устойчивое
мотивационное значение, если, конечно, он не полностью равнодушен к
ценностям взрослых. Ниже, где это имеет значение, термин «мотивационное воз-
действие» используется как более широкий, охватывающий  случаи формирования 
не только  «внутренней», но и «внешней» мотивации.  Воспитательными же  будут
называться воздействия, нацеленные на изменение мотивационных отношений 
человека.    Для полноты картины следует добавить, что человек воспитывается не
только специально организованными  воздействиями, но  и,  подчас без всякой
преднамеренности, самими по себе условиями жизни, наблюдаемыми    в  ней 
примерами. Существование этих «двух источников воспитания» и важность взаи-
модополнения   ими   друг   друга  подчеркивались В. А. Сухомлинским.
'Воспользуемся для  иллюстрации  одним из приводимых  этим  автором
примеров: «Воспитатель группы продленного дня ведет детей в школьную 
столовую... В столовой ребенок не только ест, но и видит. Видит и хорошее и
плохое. Вот семиклассник оттеснил от буфетного столика первоклассника, купил,
что нужно, а малыш  оказался в конце
   
9
О различении «внутренней» и  «внешней»  мотивации см.: Мильман, 1987;
Ярошевский, 1971.
                              38
очереди... Ребенок видит у умывальника грязное по лотенце. Хочешь — мой руки,
не хочешь — не мой, но  потому, что никому не хочется заниматься еще одним 
делом, никто не моет рук. На окне стоит горшок с  розой. В горшок складываются
огрызки яблок. Окно  засижено мухами. С кухни доносится сердитый голос: 
мужчина кого-то ругает за то, что не вымыли окна,  не побелили стену под
умывальником.    •<...>• Из всего, что видел ребенок  в течение  двадцати.. минут в
школьной столовой, в его подсо знании отразилось много хорошего, но
отразились и  факты, резко расходящиеся  с поучениями, которые  детям, конечно,
часто приходится слышать от воспи тателя» (1980. Т. 3. С. 317—319).
Обобщенный вывод  из такого рода примеров можно передать  словами  этого же   
автора: «Воспитывает   каждая    ми нута жизни и каждый уголок земли, каждый
человек,  с которым  формирующаяся   личность соприкасается  подчас как бы
случайно, мимолетно» (1967. С. 39).    Существующее   множество   различных  и 
часто  взаимоисключающих  воспитательных влияний ставит  человека в условия,
Hosted by uCoz