при которых его активность в -формировании собственной мотивации имеет
харак тер выбора среди разных открывающихся вариантов удовлетворения и
развития потребностей (см. Сафин, Ников, 1984; Файзуллаев, 1985, 1987).
Понятно, что изначально этот фактор мотнвационного развития большого
значения не имеет (хотя в случае воспита тельных разногласий 'в семье ребенок
имеет некото рую возможность выбора уже в раннем детстве), од нако при
окончательном оформлении мотивационной сферы личности, требующем выбора
того или иного способа жизни, иначе говоряопределенного вари анта
удовлетворения сложившихся потребностей, он становится одним из главных. В
сжатом виде это пе редают слова Б. Ф. Поршнева: «...история личности это
история отклоненных ею альтернатив» (1969. С. 348). А поскольку
мотивационные выборы человека часто определяются не только сложившимися
по-гребностями, но и «зоной ближайшего развития» мотивации (Бодалев, 1986),
перед ним неизбежно встают задачи самовоспитания (Ковалев, Бодалев, Г958;
Кочетов, 1967; Рувинский, 1984; и др.). Итак, практика формирования
мотивации челове-
39
|