Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 283 
Next page End  

при которых его активность в -формировании собственной мотивации имеет 
харак тер выбора среди разных открывающихся вариантов  удовлетворения и
развития потребностей (см. Сафин,  Ников, 1984; Файзуллаев, 1985, 1987).
Понятно, что  изначально этот фактор  мотнвационного развития  большого
значения не имеет (хотя в случае воспита тельных разногласий 'в семье ребенок
имеет некото рую возможность выбора уже в раннем детстве), од нако при
окончательном оформлении мотивационной  сферы личности, требующем выбора
того или иного  способа жизни, иначе говоря—определенного вари анта
удовлетворения сложившихся потребностей, он становится одним из главных. В
сжатом виде это пе редают слова Б. Ф. Поршнева: «...история личности— это
история отклоненных  ею  альтернатив»  (1969. С. 348). А поскольку
мотивационные выборы человека часто определяются не только сложившимися 
по-гребностями, но и «зоной ближайшего развития» мотивации (Бодалев, 1986),
перед ним неизбежно встают задачи самовоспитания (Ковалев, Бодалев, Г958;
Кочетов, 1967; Рувинский, 1984; и др.).    Итак, практика формирования
мотивации  челове-
                            39
Hosted by uCoz