ка не сводится к односторонним воспитательным воздействиям на него в ранние
периоды жизни, охватывая самый широкий круг его взаимодействий с другими
людьми и культурой, в которых он выступает и как объект, и как субъект
воспитания. Впоследствии мы будем возвращаться к этой повседневной
практике, психологический анализ которой может дать, как представляется, не
менее ценные данные, чем проводимые в этой области научные эксперименты.
СИТУАТИВНОЕ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ
В заключение описательной характеристики человеческой мотивации и
частично в дополнение к ней обозначим основные проблемы, изучаемые в психо-
логии мотивации и подлежащие дальнейшему обсуждению в данной работе.
Феноменологически мотивация обнаруживается как особый пласт «образа
мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему,
что в некоторый момент им отражается
10
. Данное обнаружение пристрастности
зафиксировано в имеющем древние традиции положении, выделяющем и
противопоставляющем в психическом интеллект и аффект (познание и чувства,
знание и переживание, значение и смысл). Несомненны как сложность, раз-
нообразие п взаимосвязанность человеческих моти-вацнонных отношений, так и
отсутствие явных или легко выявляемых признаков для их упорядочивания,
следствием которого является практически полное отсутствие общепринятых
различении и терминологических обозначений в существующих попытках их
упорядочивания в психологической теории (Хек-
10
«В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение
их значения для индивида и тем самым его отношения к ним (психологически
выражающегося в форме стремлений и чувств), В силу этого предметы и явления
внешнего мнра выступают не только как объекты познания, но и как двигатели
поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные
побуждения к действию, мотивы» (Рубинштейн, 19.37. С. 244).
40
хаузен, 1986; Granich, 1932; Koch, 1951; Peters, 1967), Такое состояние психологии
мотивации придает феноменологическим данным значение одной из немногих
надежных опор для обозначения рассматриваемых вопросов и предварительного
структурирования Проблематики. Если упомянутое обнаружение в психическом
образе множества мотивационных отношений и побуждений обозначить как
главное феноменологическое проявление человеческой мотивации, то в плане
дальнейшего ее освещения наиболее естественными и важными представляются
прежде всего два вопроса: во-первых, чем эти отношения и побуждения обуслов-
лены, каково их происхождение и, во-вторых, к чему они приводят, каковы их
последствия? Очевидно, что эти два вопроса адресованы к достаточно различным
линиям исследования мотивации, а именно онтогенетическому и ситуативному
ее развитию (Вилюнас, 1979; Bindra, 1959. Р. 290). Существующие концепции
мотивации различаются тем, каткое место в них занимают обе линии исследо-
вания. Так, ситуативное развитие мотивации практически не рассматривается во
многих концепциях научения из-за свойственной им энергетической интер-
претации потребностей (Brown, 1953; Madsen, 1965 и др.), при которой поведение
объясняется не развитием в ситуации мотивационнных побуждений, а
|