сти экспериментальному контролю, их исследования получили широкое
распространение и стали домини рующим направлением изучения мотивации в
совре менной психология (см. Хекхаузен, 1986). Среди тем, пользующихся
наибольшим вниманием, можно отме тить мотивационные конфликты
(Festinger, 1962; Miller, Swanson, 1966; Yates, 1965), фрустрацию (Левитов, 1967;
Lawson, 1965; Maier, 1949), защит ные механизмы (Plutchik а. о., 1979; Sjoback,
1973; Symonds, 1946), влияние на возникновение побужде ний субъективной
ценности целей и предвосхищаемой вероятности успеха (Atkinson, 1957;
Festinger, 1942; Rotter, 1955), интенсивное изучение которого нача лось с
исследований уровня притязаний (Бороздина, 1985; Lewin а. о., 1946; Rotter,
1942) и мотивации достижений (Вайсман, 1973; McClelland а. о., 1976; Nygard,
1975), и др. Главное и общее назначение ситуативной мотива- ционной
динамики состоит в согласовании и «когни тивной разработке» (Nuttin, 1964,
1984. Ch. 5) воз никающих побужденийопределении на основе по
знавательных процессов их возможности и целесооб разности, в результате
которого они могут быть как отклонены, задержаны, так и приняты в качестве ос
новы для конкретных действий. К сожалению, систематический обзор этой
линии исследования мотивации представляет собой отдель ную и сложную
задачу из-за господствующей в ней методологии позитивизма, направляющей на
выявле ние в рамках «факторного подхода» (Бибрих, Орлов, 1977) множества
эмпирических зависимостей и не способствующей выяснению лежащих в их
основе психологических процессов. В данной работе главным предметом
обсуждения будет онтогенетическое развитие мотивации. Однако при таком
направлении исследования процессы си туативного развития мотивации не могут
быть цели ком оставлены в стороне. Дело в том, что их функ циональное значение
не исчерпывается отмеченным выше отвержением или санкционированием
возни кающих побуждений к действию. Какими бы ни были внешние
воздействия, определяющие стабильные изменения в мотивации, они не могут
влиять на эти изменения иначе чем через конкретную ситуацию: пе-
42
ред тем как приобрести устойчивое мотивационное значение, предмет сначала
должен быть отражен, причем не просто как о.бъект познания, а в качестве
имеющего то или иное отношение к удовлетворению потребностей (например,
как цель, условие, препятствие, сигнал и т. п.). Это значит, что он должен при-
обрести некоторое ситуативное мотивационное значение, побуждающее субъекта
по отношению к нему к той или иной активности. Известно, что такие значения
обычно долго не сохраняются, поэтому возмущение некоторым человеком вовсе
не означает, что так к нему мы будем относиться всегда. Но известно также, что
ситуативные значения способны оставлять следы в опыте индивида,
фиксироваться в нем, поэтому возмутивший нас в конкретной ситуации человек в
будущем может перестать казаться симпатичным и вызывать меньшее доверие.
Способность ситуативных мотивационных значений повлечь изменения
устойчивых мотивационных отношений позволяет рассматривать ситуативное
развитие мотивации как своего род а первую фазу, веряее, необходимое, хотя и
недостаточное условие ее онтогенетического развития, наступающего в случае
|