С. 87) "; для того, чтобы такая потребность стала основой для
целенаправленного поведения, она дол жна получить определенность в
отношении отвечаю щих ей внешних объектов, т. е. опредметиться, «на
полниться» содержанием, объективироваться и тем как бы передать функцию
организации деятельности предмету, способному ее удовлетворить, мотиву;
момент, дающий начало этому процессу, характери зуется как «встреча
потребности с предметом», как «чрезвычайный акт» в ее развитии (там же. С.
88). Следует отметить исключительное методологиче ское значение принципа
опредмечивания потребно стей (Вилюнас, 1983; Иванников, 1983). По существу
он направлен против упоминавшейся энергетической интерпретации
потребностей, которая отрывает их от познавательной сферы отражения и тем
делает не разрешимым вопрос о том, каким образом примитив ная и слепая
энергия потребностей приводит в дви жение тонко дифференцированные
структуры приоб ретенного опыта. В противоположность разрыву энер
гетического и содержательного полюсов мотивации принцип опредмечивания
подчеркивает, что уже на самых первых этапах ее онтогенетического развития
устанавливается единство этих полюсов. Это значит, что слепая энергия
потребности не проявляется в психическом в качестве независимо действующей
силы, что она обогащается приобретенным опытом познавательного характера,
который процессом опредмечивания вводится в механизм потребности, форми-
рует его содержание и становится неотъемлемым его компонентом. Только такая
объектнрованная энер- , гия, или, иначе, энергетизированный объект, вступает во
взаимодействие с процессами отражения, обеспечивая организацию деятельности
и в конечном итоге удовлетворение потребности. Однако важно подчеркнуть
также и то, что сама по себе формулировка принципа опредмечивания только
ставит, но не освещает вопросы о том, при каких условиях и как некоторая
потребность «наполняется» предметным содержанием, какие кон-
" Об общей ненаправленной активности см.: Баканов, Иванников, 1983;
Нюттен, 1975. Гл. 3; Baumeister а. о., 1964; Shirley, 1929,
44
кретно-психологические механизмы обеспечивают этот процесс, т. е. что лежит
за аллегорией встречи потребности с предметом. Не дает ответа на эти вопросы
также и положение о производстве предметов человеческих потребностей
общественными силами, становящимися благодаря этому главной детерми-
нантой их развития (Леонтьев, 1971; Мильман, 1982). Само по себе
производство предметов материаль-яой и духовной культуры автоматически их
ценностью не наделяет, и, как было показано выше, от общества требуются
значительные и постоянные усилия, причем не всегда достигающие успеха, для
того, чтобы эти предметы приобрели мотивационное значение для отдельных
людей. В чем состоят эти усилия, какие изменения они производят в индиви-
дуальном сознании, чем определяется их эффектив ность такого рода вопросы
требуют уже не принципиально-методологического, а конкретно-психоло
гического анализа проблемы развития человеческой мотивации. В данной работе
этот анализ будет начат с обсуждения наиболее общих психологических ме
ханизмов онтогенеза мотивации.
|