Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 283 
Next page End  

  С. 87) "; для того, чтобы такая потребность стала  основой для
целенаправленного поведения, она дол жна  получить определенность в
отношении отвечаю щих  ей внешних объектов, т. е. опредметиться, «на
полниться» содержанием, объективироваться и  тем  как бы  передать функцию
организации деятельности  предмету, способному  ее  удовлетворить,— мотиву; 
момент, дающий  начало этому процессу, характери зуется как «встреча
потребности с предметом», как  «чрезвычайный акт»  в ее развитии (там же. С.
88).     Следует отметить исключительное  методологиче ское значение принципа
опредмечивания   потребно стей (Вилюнас, 1983; Иванников, 1983). По существу 
он направлен против упоминавшейся  энергетической  интерпретации
потребностей, которая отрывает их от  познавательной сферы отражения  и тем 
делает не разрешимым  вопрос о том, каким образом примитив ная и слепая
энергия потребностей приводит в дви жение тонко дифференцированные 
структуры приоб ретенного опыта. В противоположность разрыву энер
гетического и содержательного полюсов  мотивации  принцип опредмечивания
подчеркивает, что уже  на  самых первых этапах ее онтогенетического развития 
устанавливается единство этих полюсов. Это значит,  что слепая энергия
потребности не  проявляется в  психическом в качестве независимо действующей
силы, что она обогащается приобретенным опытом  познавательного характера,
который процессом опредмечивания вводится в механизм потребности, форми-
рует его содержание и становится неотъемлемым его компонентом. Только  такая 
объектнрованная энер-  , гия, или, иначе, энергетизированный объект, вступает во
взаимодействие с процессами отражения, обеспечивая организацию деятельности
и в конечном итоге удовлетворение потребности.    Однако важно  подчеркнуть
также и то, что сама по себе  формулировка   принципа  опредмечивания только
ставит, но не освещает вопросы о том, при каких  условиях и как  некоторая
потребность «наполняется» предметным  содержанием,  какие   кон-
    " Об   общей   ненаправленной   активности  см.: Баканов, Иванников,  1983;
Нюттен,  1975. Гл. 3; Baumeister а. о., 1964; Shirley, 1929,
                             44
кретно-психологические  механизмы    обеспечивают этот процесс, т. е. что лежит
за аллегорией встречи потребности с предметом. Не дает ответа на эти вопросы
также  и положение о производстве предметов человеческих потребностей 
общественными  силами, становящимися  благодаря этому  главной  детерми-
нантой их развития (Леонтьев, 1971; Мильман, 1982).    Само  по себе
производство предметов материаль-яой  и духовной  культуры  автоматически их 
ценностью  не наделяет, и, как было показано выше, от общества  требуются
значительные и постоянные усилия, причем  не всегда достигающие успеха, для
того, чтобы эти предметы   приобрели  мотивационное значение  для отдельных 
людей. В чем  состоят эти усилия,  какие изменения они производят в индиви-
дуальном  сознании, чем определяется их эффектив ность — такого рода вопросы
требуют уже не  принципиально-методологического, а   конкретно-психоло
гического анализа проблемы  развития человеческой  мотивации. В данной работе
этот анализ будет начат  с обсуждения  наиболее общих  психологических ме
ханизмов онтогенеза мотивации.
Hosted by uCoz