человека эти два ее аспекта получают различное зна чение. Содержательные
различия между биологической и собственно человеческой мотивацией могут
быть констатированы без особых оговорок настолько они существенны и
очевидны. Тот факт, что мотивация человека формируется прижизненно в
зависимости от социальных условий и в результате воспитательных
воздействий, направляющих ее на общественно значи мое содержание, т. е. что
она имеет свой особый ис точник и движущие силы развития, объясняет как
неизбежность этих различий, так и ту их принципи альность, при которой
постановка вопроса о ее спе цифике. едва ли имеет смысл. Специфическим по от
ношению к другому явлению может быть нечто, преж де всего с этим явлением
сходное, но имеющее также и различия, которые понятием специфики,
собственно, и охватываются. Содержание же биологической и со циальной-
мотивации прежде всего различно. Это не оспаривают даже биологизаторские
концепции (бихе виоризм, психоанализ), отстаивающие сходство про исхождения
и механизмов мотивации человека и жи вотных, но не ее содержания. В
отличие от содержания механизмы различных уровней мотивации столь резко
противопоставляться не могут. Актуализация потребностей в виде устано вок,
наиболее общие эмоциональные механизмы гене тического и ситуативного
развития мотивации и т. п., с одной стороны, не являются продуктом антропоге
неза, с другой-используются в ее формировании и обнаружении у человека. Те
феноменологические осо бенности, которые отличают механизмы собственно
человеческой мотивации (опосредствованность интел лектом, волей,
направленность на отдаленные жизнен ные цели и т. п.), не отрицают действия
биологических механизмов, наоборот, согласно общему принципу
формирования высших психических функций на осно ве натуральных (Выготский,
1983а), предполагают их как то, что в историческом развитии подвергается
совершенствованию и преобразованию, т. е. как необ ходимое условие своего
возникновения. Не случайно эти особенности появляются в онтогенезе сравнитель
но поздно как итог социального развития мотивации, а не как его предпосылка.
48
Человека обычно не приходится учить желать, бояться или гневаться, хотя на
протяжении всего развития он подвергается беспрерывным воздействиям по
части того, чего ему следует или не следует же лать или бояться, на что можно и
когда недостойно гневаться, и т. п. Это значит, что новое социально
обусловленное содержание, по крайней мере на на чальных этапах онтогенеза,
становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сло
жившихся в биологической эволюции. Это вполне естественно, так как самой
по себе необходимости в том, чтобы человек к новым, биологически ему не
свойственным целям побуждался непременно новыми механизмами, в
антропогенезе не существовало. Разумеется, то сложное содержание, которое
полу чает мотивационное значение з социально развитой психике, не может быть
уложено только в примитив ные биологические формы, что, собственно, создает
необходимость в возникновении специфически челове ческих механизмов
мотивации, однако это не исклю чает использования таких примитивных форм в
раз витии к действии сложных механизмов. Эти предварительные замечания
|