динамического аспектов обусловливания, то есть того; на что именно, а также
как быстро и широко оно про исходит, тогда как механизм переключения эмоций
на' новое содержание и фиксации на нем остается в обоих случаях в принципе тем
же. Отметим, что имен но механизм (а также необсуждаемый здесь вопрос об
изменениях переключающихся эмоций) наиболее прямо характеризует
мотивационную сторону феноме на обусловливания, тогда как содержательный и
ди намический аспекты обнаруживают зависимость от процессов познания и
являются более сложно детер минируемыми его характеристиками. Все это
позволя ет заключить, что мотивационное обусловливание как «единица»
онтогенетического развития биологической мотивации обнаруживается у
человека не только в этом качестве, но и как одна из основ развития соб ственно
человеческих мотивационных отношений. Воз можность такого обнаружения
процессов обусловли вания связана с тем, что в условиях высших форм
отражения они лишаются относительной простоты, наблюдаемой при
установлении отдельной условной связи у животных, и приобретают ряд новых
отмечен ных выше особенностей. Однако обсуждавшиеся данные ничего не
говорят о том, является ли обусловливание единственным ме ханизмом этого
развития, иначе говоря, сводится ли специфика формирования человеческой
мотивации к вышеупомянутым отличиям, обнаруживаемым процес сами
обусловливания на уровне социально развитой психики. Для рассмотрения этого
вопроса нам пона добится изменить материал и общее направление об суждения:
идти не снизу вверх от простых условных реакций ко все более сложным их
проявлениям в человеческой психике, а от сложной конечной феноменологии,
какую представляет собой реальная практика воспитания, к отдельным
механизмам, которые могут быть в ней выделены.
МОТИВАЦИОННОЕ ОПОСРЕДСТВОВДНИЕ
Специфическая особенность предметов, приобретающих для человека^
мотивационное значение, состоит в том, что они не имеют ни наследственно
опознавае-
60
мых ключевых признаков, ни прямого отношения к безусловнорефлекторным
подкреплениям, что могло бы обеспечить спонтанное, не нуждающееся в каких бы
то ни было специальных усилиях, формирование этого значения, подобно тому,
как это происходит на уровне биологической мотивации. Если ребенку было бы
так же приятно пить лекарства, наводить в комнате порядок или делать уроки, как
есть конфеты или резвиться с мячом, необходимости в формировании
мотивационного отношения к этим предметам не существовало бы ³. Поскольку
природной предопределенности^ развитию собственно человеческих мотива-
ционных отношений нет, они могут возникать лишь вследствие
целенаправленного их формирования. Очевидно, что эта задача является одной из
главных, решаемых в практике воспитания. Что можно извлечь из сложившейся
на протяжении веков, проверенной жизнью и повседневно встречающейся
практики воспитания, если посмотреть на нее с психологической стороны,
сосредоточивая внимание не столько на содержании воспитываемых отношений,
которое определяется факторами социального происхождения, сколько на
|