Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 283 
Next page End  

  динамического аспектов обусловливания, то есть того;  на что именно, а также
как быстро и широко оно про исходит, тогда как механизм  переключения эмоций 
на' новое содержание и фиксации на нем остается в  обоих случаях в принципе тем
же. Отметим, что имен но механизм  (а также необсуждаемый  здесь вопрос  об
изменениях  переключающихся  эмоций) наиболее  прямо характеризует
мотивационную сторону феноме на обусловливания, тогда как содержательный и
ди намический  аспекты обнаруживают   зависимость от  процессов познания и
являются более сложно детер минируемыми  его характеристиками. Все это
позволя ет заключить, что мотивационное обусловливание как  «единица»
онтогенетического развития биологической  мотивации обнаруживается  у
человека не только в  этом качестве, но и как одна из основ развития соб ственно
человеческих мотивационных отношений. Воз можность такого обнаружения 
процессов обусловли вания связана с тем, что в условиях высших форм 
отражения они  лишаются  относительной простоты,  наблюдаемой  при
установлении отдельной условной  связи у животных, и приобретают ряд новых
отмечен ных выше особенностей.    Однако  обсуждавшиеся данные  ничего не
говорят  о том, является ли обусловливание единственным ме ханизмом этого
развития, иначе говоря, сводится ли  специфика формирования  человеческой
мотивации к  вышеупомянутым  отличиям, обнаруживаемым процес сами
обусловливания на уровне социально развитой  психики. Для рассмотрения этого
вопроса нам пона добится изменить материал и общее направление об суждения:
идти не снизу вверх от простых условных  реакций ко все более сложным их
проявлениям в человеческой психике, а от сложной конечной феноменологии,
какую представляет собой реальная практика воспитания, к отдельным
механизмам, которые могут быть в ней выделены.
МОТИВАЦИОННОЕ   ОПОСРЕДСТВОВДНИЕ
   Специфическая особенность предметов, приобретающих  для человека^
мотивационное значение, состоит в том, что они не имеют ни наследственно
опознавае-
                           60
мых  ключевых признаков, ни прямого отношения  к безусловнорефлекторным
подкреплениям, что могло бы обеспечить спонтанное, не нуждающееся в каких бы
то ни было специальных усилиях, формирование этого значения, подобно тому,
как это происходит на уровне биологической мотивации. Если ребенку было бы 
так же приятно  пить лекарства, наводить в комнате порядок или делать уроки, как
есть конфеты или резвиться с мячом, необходимости в формировании
мотивационного отношения к этим предметам не существовало бы ³. Поскольку
природной предопределенности^ развитию собственно человеческих мотива-
ционных  отношений нет, они могут возникать лишь вследствие
целенаправленного их формирования. Очевидно, что эта задача является одной из
главных, решаемых  в практике воспитания.    Что можно извлечь из сложившейся
на протяжении веков, проверенной жизнью и повседневно встречающейся
практики  воспитания, если посмотреть на нее с психологической стороны,
сосредоточивая внимание не столько на содержании воспитываемых отношений,
которое определяется факторами социального происхождения, сколько на
Hosted by uCoz