внутренних механизмах и процессах, на которые направлены воспитательные воз-
действия и в результате которых формируются моти-вационные отношения?
Рассмотрим один весьма распространенный, типичный и важный способ
активных воспитательных воздействий на человека.
Строение воспитательных воздействий
Первое, что обращает на себя внимание,это
³ «Если бы всякое вредное для телесного здоровья действие человека
сопровождалось немедленно же телесным страданием, а всякое полезное
телесным наслаждением, и если бы то -же отношение существовало всегда
между душевными наслаждениями и страданиями, то тогда бы воспитанию
ничего не оставалось делать в этом отношении и человек мог бы идти по
прямой дороге, .указываемой ему его природой, так же верно и неуклонно, как
магнитная стрелка обращается к северу. Кто бы стал пить холодную воду,
разгорячившись, если бы она жгла нам горло вместо того, чтобы доставлять
величайшее наслаждение? Кто бы стал мстить своему врагу, если бы мщение до-
ставляло нам не наслаждение, а страдание?» (Ушинский, 1950. Т. 10. С. 512
513).
61
|