адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в
зависимости от его отношений и поступков. Истинность и искренность
использованных для этого средств остается целиком на совести активной стороны
воспитания. Отдельно можно выделить мотчвационные воздействия, в которых
цель и основание воспитания произвольно и искусственно связывается самим
воспитывающим лицом, предупреждающим о том, что принятие или непринятие
высказанных требований повлечет за собой изменение его отношений и активные
действия. Обобщенная формула таких воздействий имеет вид «если..., то я...» с
дальнейшим указанием произвольно выбранного аргумента: куплю велосипед,
перестану здороваться, применю административную власть и т. п. Очевидно, что
при помощи такой формулы могут быть связаны самые различные предписания и
аргументы и что возможность ее применения находится в прямой зависимости от
авторитета и социальной влиятельности воспитывающего лица. Важнейшая
особенность аргументов, используемых в практике воспитания, состоит в том, что
все они
3 В. К. Вилюнас
65
|