буждающие к тому, чтобы дать им покой, начинает при этом учащенно дышать
и испытывает тоже неприятное чувство удушья, если в кровь не поступает
необходимое количество кислорода и т. п. Но известно и другое: что такого рода
биологические побуждения не играют ведущей роли в жизни человека,
обычно подчиняясь более высокому уровню социально обусловленной
мотивации. Так, значительная часть жизни спортсмена может быть посвящена
достижению именно того, чтобы упомянутые переживания утомления и удушья
возникали как можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действо-вать
вопреки следующим из них побуждениям. Обсуждение взаимоотношения обоих
уровней мотивации невозможно без постановки вопроса о том, что представляет
собой специфически человеческая мотивация, что она унаследовала от мотивации
биологической и чем от нее отличается.
Глава 1 ЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ
Положение о том, что собственно человеческая мотивация качественно
отличается от мотивации биологической и к ней несводима, является для совет-
ской психологии основополагающим и нуждается не столько в доказательстве,
сколько в уточнении того, в чем это отличие заключается. Для обсуждения этой
проблемы целесообразно сначала ознакомиться с теми фундаментальными
изменениями в отражении окружающего мира, происшедшими в результате
культурно-исторического развития психики, которые создают особые условия для
формирования и проявления мотивационных процессов у человека. Отметим
наиболее важные в этом отношении качества, характеризующие отражение
действительности в социально развитой психике.
СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ
Согласно позициям советской психологии уже на уровне животных психически
отражается не столько сама по себе стимуляция, инициирующая акты отражения и
вызывающая субъективные впечатления различной модальности, сколько опыт
индивида в отношении воспринимаемой ситуации, открывающий то, как эта
стимуляция -способна измениться и какими действиями ее можно изменить.
Именно этот опыт, существующий в виде навыков, умений, ожиданий, ког-
нитивных схем и т. п., а не актуализирующие его внешние и внутренние
воздействия, является главной детерминантой, определяющей содержание
психически регулируемой активности. Каким богатым ни был бы
индивидуальный, а
11
|