также видовой, передаваемый генетически опыт био логического индивида, он
ни в каком отношении не может сравниться с беспрерывно накапливающимся
опытом всего человечества, являющимся источником и основой развития
процессов психического отраже ния в условиях общества. Присвоение этого
опыта отдельным человеком, продолжающееся на протя жении всей жизни,
вооружает его уже не только комплексом чувственных представлений о
ближайшей среде и возможностях ее непосредственного преобра зования, но
взаимосвязанной и обобщенной системой знаний о всем мире, скрытых его
свойствах, проис ходящих в нем взаимодействиях и т. п. В советской
психологической литературе эта си стема присваиваемых представлений, в
которой неиз бежно локализируется и содержательно обогащается все
отражаемое, в последние годы стала обобщенно называться «образом мира»
(Зинченко, 1983; Леонть- ев, 1979; Петухов, 1984; Смирнов, 1983, 1985). Общий
тезис, разрабатываемый в этих работах, утверждает, что «главный вклад в
процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чув
ственные впечатления, а образ мира в целом» (Смир нов, 1981. С. 24).
Важнейшую роль в процессе присвоения челове ком опыта социального
происхождения, постепенно складывающегося во все более сложный «образ ми
ра», играет язык. Сам языкего морфология, отра жающая принципиальное
строение и всеобщие фор мы объективных взаимоотношений, система взаимо
связанных понятий, обозначающих в действительно сти иерархию явлений и
отношений между ними раз личной степени обобщенности и др.представляет
собой концентрированный продукт общественно-исто рического опыта,
накапливающий наиболее сущест венные и отстоявшиеся в широком
практическом применении его элементы (см. Выготский, 1982; Леонтьев, 1963;
Лурия, 1979). Усвоенный языкэто уже расширенный, целостный и
упорядоченный «об раз мира», в котором при помощи понятийной иден
тификации узнаются непосредственно-чувственно от ражаемые явления и
ситуации. Разумеется, язык не является единственным источником формирования
человеческого «образа мира», задавая только своего
12
рода каркас, остов такого образа, который постепен но наполняется более
дифференцированным и отто ченным содержанием на основе присвоения
специаль ных знаний (при помощи того же языка и других знаковых систем),
опыта, овеществленного в создан ных человеком предметах и формах действий с
ними, передаваемого средствами искусства, и др. Психическое отражение в
результате опосредст- вования присвоенным социальным опытом приобре тает
ряд новых качеств. А. Н. Леонтьев по этому по воду писал: «Животные, человек
живут в предмет ном мире, который с самого начала выступает как
четырехмерный: он существует в трехмерном про странстве и во времени
(движении). ...Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести
«еще одно понятие понятие о пятом квазиизмере нии, в котором открывается
человеку объективный мир. Это«смысловое поле», система значений» (1979.
С. 45). Речь идет о том, что явления, отра жаемые человеком, как правило,
категоризуются, на зываются, т. е. идентифицируются не только по чув ственным
|